Евеи | |
Вымер | времена Второго Храма |
---|---|
Родственные народы | хананеи |
Происхождение | потомки Евея, сына Ханаана, сына Хама |
Евеи (ивр. חִוִּי, Хиви) — один из народов, потомков Ханаана, сына Хама, в соответствии с таблицей народов в Бытие 10 (особенно 10:17)[1].
Бытие 15:18-21[2] не перечисляет евеев среди народов Эрец-Исраэль, завещанной потомкам Авраама[3]. Тем не менее, на 100 лет позже Бытие 36:2[4] говорит, что одна из жен Исава была «Оливема, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина», про которую также уточняется, что она «из дочерей Ханаана». Ссылка на «дочерей Ханаана» считается относящейся к их происхождению от предка Ханаана и является ссылкой на культурную самобытность или племенную принадлежность, более, чем ссылкой на географическую область Ханаан. К тому времени, как Иаков возвращается с семьей в Ханаан, Бытие 34 описывает евеев правителями области Сихем.
Из книги Иисуса Навина известно, что евеи были одной из семи национальных групп, проживающих в земле Ханаан, когда израильтяне под руководством Иисуса Навина начали завоевание земли (Иисус Навин 3:10)[5]. Они называются в числе семи народов, которые должны быть удалены из земли Ханаанской — хеттов, гергесеев, аморреев, хананеев, ферезеев, евеев и иевусеев (Исход 34:11[6], 23:23[7], Второзаконие 7:1-3[8]) — и чья земля была завещана сынам Израилевым (Исход 3:08)[9]. Тем не менее, евеи продолжали оставаться отдельной культурной группой в земле Израиля по крайней мере до времен Соломона, и неясно, когда и как они перестали быть отдельной группой до того, как Израильское царство закончило своё существование. Никакое название, напоминающее евеян, не было найдено в египетских или вавилонских надписях.
В Библии описываются также два случая массовых расправ евреев над евеями. Первая — это резня евеев в Сихеме Симеоном и Левием, а второй случай — это умервщление множества евеев во времена царя Саула (книга Самуила, 21), по-видимому, в наказание за обман Иисуса Навина. Во времена Давида евеи получили с согласия царя возможность отомстить, убив семерых из сынов Саула.
Как видно из таблицы наций (Бытие 10), евеи присутствуют среди потомков Ханаана, сына Хама (Также 1 Пар 1:13-15)[10], возможно, название происходит от еврейского слова Хава (חוה), что означает палатку кочевника.
Представляется возможной связь (или пересечение) между евеями и хорреями. В Бытие 36:2 описан евеянин по имени Цивеон, также описаный в книге Бытие 36:20-30[11] как Хорреянин. Ряд учёных утверждают, что это произошло в результате ошибки переписчика, так как оба названия — евеи (ивр. חוי) и хорреи (ивр. חרי) отличаются в написании одной буквой примерно одинаковой формы, или же они могут относиться к двум лицам. Согласно традиционным еврейским источникам, название «евеи» происходит от арамейского слова «Khiv’va» (HVVA), что означает «змея», «так как они нюхают землю, как змея, в поисках плодородной земли».
Ученые попытались идентифицировать с библейскими евеями:
Евеи жили в горных районах Ханаана от Ливана — в частности от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф (Судей 3:03)[13] — и горы Хермон (Иисус Навин 11:03)[14] на севере до плато в центре надела Вениамина в горах к северу от Иерусалима. В этой области находились конкретные евейские поселения, упоминаемые в Библии. Бытие 34 описывает евеев правящими областью Сихема. Дальше на юг были четыре евейских города — Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим (Иисус Навин 9:17)[15] — которые участвуют в обмане Иисуса Навина (Иисус Навин 9:3-27).
Иисус Навин 11:03 описал евеев как «подле Ермона в земле Массифе», а в 2 Царств 24:7 они упоминаются сразу после «твердыня Тира»[16].
Несколько ключевых особенностей культуры народа евеев.
Во-первых, в книге Бытие 34:2 упоминается, что Сихем, сын Еммора был евеянином[17]. В Бытие 34:14[18] написано, что евеи не практиковали обрезание мужчин, то есть были одним из немногих народов, живущих в земле Ханаана, которые этого не делали. Обрезание, как практика, было довольно распространено среди народов, проживавших в земле Ханаанской. Египтяне, идумеяне, аммонитяне, моавитяне и различные другие прото-ханаанские племена практиковали обрезание мужчин наряду с евреями. Кроме заклятого противника Израиля — филистимлян, евеи кажутся исключением из правила обрезания, который делает их довольно отличающимися от других племен Ханаана в этот период времени.
Тель-Эль-Амарнский архив содержит сведения, что правителями евеев были вожди или старейшины, а не цари, как у других народов этой земли[источник не указан 1264 дня].
Евеи продолжали существовать в качестве отдельной культурной группы по крайней мере до времен Давида, когда они были учтены в региональной переписи в это время (2 Царств 24:1-7)[19]. Во время царствования Соломона они описываются как часть рабов, используемых им для своих многочисленных строительных проектов (3 Цар 9:20-21[20], 2 Хроник 8:7-8[21]).
В книге Иисуса Навина 9, Иисус Навин приказал гаваонским евеям быть лесорубами и поставлять воду для храма Яхве[22].
Второзаконие 7:03 запретило израильтянам вступать в брак с евеями, потому что они обратились к другим богам, но неясно, насколько строго запрет соблюдался.
Похоже, что культурная самобытность евеев перестала существовать до ассирийского завоевания северного Израильского царства в 8-м веке до нашей эры, и вавилонского завоевания южного Иудейского царства в 6-м веке до нашей эры (каждое с последующими депортациями населения).
В книгах Эзры и Нехамии также упоминается, что евеи были депортированы вместе с евреями, и даже вернулись вместе с ними из вавилонского изгнания.