Канализационный или аэрационный газ — продукт брожения жидких стоков в канализационной сети населённого пункта.
Образующиеся в канализации газы являются продуктом разложения органических отходов, они могут быть зловонными, токсичными или взрывоопасными. Для предотвращения их попадания в жилые и служебные помещения все приёмники сточных вод (умывальники, унитазы, приёмники промышленных установок и т. п.) оборудуются гидравлическими затворами (сифонами)[1].
В состав канализационных газов входят 60—68 % метана, 30—35 % диоксида углерода, до 2 % водорода, сероводород и некоторое другие компоненты. Теплотворность такой смеси составляет 5500 ккал/нм³. Если из её состава удалить диоксид углерода, то газ становится относительно однородным топливом[2], содержание метана возрастает до 85 %, а теплотворность достигает 6900 ккал/нм³[3].
Применение канализационного газа как топлива в двигателях внутреннего сгорания не получило широкого распространения ввиду того, что рентабельность может быть достигнута только при высокой развитости канализационной сети, которая могла бы окупить расходы на возведение специальных сооружений с подогреваемыми бродильными резервуарами[3]. Имеются данные, что со станции переработки, которая питается канализацией, обслуживающей 100 тысяч человек, можно получить суточный объём канализационных газов, равный примерно 2500 м3. Это эквивалентно примерно 2000 литрам бензина[2].