Витторио Кривелли | |
---|---|
Vittorio (Vittore) Crivelli | |
Дата рождения | около 1440 года |
Место рождения | Венеция, Венецианская республика |
Дата смерти | после ноября 1501, не позже 1502 года |
Место смерти | Фермо, область Марке |
Подданство | Марке - в конце жизни |
Гражданство | Венецианская республика |
Учёба | Карло Кривелли, Антонио Виварини(?), Джованни Д’Алеманья (?) |
Стиль | Возрождение, поздняя готика |
![]() |
Витторио (Витторе) Кривелли — итальянский художник, механик, брат художника Карло Кривелли (разница в возрасте, вероятно, составляла около пяти лет), родился около 1440 года (Венеция), умер после ноября 1501 года в Фермо (но не позже 1502 года).
Витторио Кривелли родился в Венеции около 1440 года. Впоследствии, даже покинув родной город художник гордился тем, что родился здесь. Свои картины он подписывал — «Витторио Кривелли, Венецианец». Его отец Якопо был художником и жил в приходе святого Моисея. Больше о нём ничего неизвестно. Его старший брат Карло был крупным, хотя в своё время и не получившим широкой известности, живописцем.
Он, вероятно, провёл некоторое время в мастерской Карло, у которого перенимал основы живописи, хотя до нашего времени сохранилась только одна совместная работа двух братьев — полиптих для церкви Святого Мартина в городе Монте Сан Мартино. Современные искусствоведы находят в творчестве Витторио мотивы творчества двух других художников — Антонио Виварини и Джованни Д`Алеманья, хотя никаких документов об учёбе у них художника не сохранилось[1]. Второй из этих художников, если судить по его прозвищу, происходил из Германии.
В 1465 году он вместе с братом переехал в Задар, который расположен на северо-западе Балканского полуострова (Далмация) и с 1409 года находился в составе Венецианской республики. К 1469 году относится известие, что Витторио взял ученика, которого он согласился обучать в течение восьми лет[2].
Из Далмации он вернулся на Апеннинский полуостров только в 1481 году, когда поселился в области Марке на восточном побережье Италии. Именно здесь он прожил до своей смерти в городе Фермо. В 1481 году он подписал контракт[3] на создание полиптиха «Богоматери на престоле со Святыми» (Рим, Ватиканская пинакотека) для церкви Мадонны ди Лорето в Монтельпаро, этим же временем также датируется полиптих, написанный для церкви Святого Франциска в Фермо (Филадельфия, Пенсильванская академия изящных искусств). В конце своей жизни Витторио обосновался в Фермо (область Марке), считавшейся в то время культурной провинцией, где он провёл большую часть оставшейся жизни, живя, очевидно, в достатке. Он был впервые в документах упомянут как житель города в 1489 году. С этого периода там сохранился ряд подписанных работ, главным образом изображения Марии с Младенцем, которые датированы, включая два полиптиха для церквей в Монте Сан Мартино, один, относящееся к 1489 году (церковь Марии дель Покко) и другой к 1490 году (церковь Святого Мартина). В августе 1501 года он получил заказ для написания запрестольного образа, предназначенный для церкви Святого Франциска в Осимо, за который ему должны были заплатить 200 дукатов, немного меньше, чем получил его брат Карло за запрестольный образ в 1493 году. В ноябре 1501 года Витторио заплатили оставшиеся 55 дукатов за эту работу, но он, должно быть, умер вскоре. В следующем году его сын Джакомо Кривелли попросил, чтобы художник Антонио Соларио закончил этот запрестольный образ, который был окончен им в 1506 году[4].
В творчестве Витторио Кривелли[5] — картинах на религиозные сюжеты (светских он не писал) — сочетались приёмы Ренессанса и традиции поздней готики; для него характерны большое количество деталей и богатая христианская символика. По большей части его картины изображают мадонн и святых.
Искусствоведы, сравнивая двух братьев, отмечают, что для Карло более характерны яркость образов и оригинальность сюжета, чем для Витторио. В то же время, последний, работая в провинции по заказам духовенства, смог успешно отобразить вкусы провинциальной знати.
Спустя короткое время после его смерти, Джорджо Вазари, составлявший знаменитый сборник биографий итальянских художников, ни разу не упоминает его имя в своей книге, впрочем, как и имя его старшего брата Карло. Сразу после смерти он, как и брат, был забыт, и, если Карло Кривелли привлёк внимание искусствоведов ещё в середине XIX века, то первая выставка, посвящённая Витторио, состоялась только в 2011 году в провинциальном итальянском городе Сарнано[6]. Она показала, что Витторио был самобытным художником, но так и не вызвала массового интереса к его творчеству.
Святой Франциск. Около 1490 года
Святой Бонавентура, Музей Жакмар-Андре, Париж