Перечень всех локомотивов (паровозы, тепловозы, теплопаровозы, электровозы, газотурбовозы, мотовозы), выпущенных Луганским тепловозостроительным заводом («Лугансктепловоз»).
Данный завод был основан 3 мая 1896 года немецким промышленником Густавом Гартманом и изначально назывался Русское общество машиностроительных заводов Гартмана. В 1900 году завод Гартмана (Луганский паровозостроительный завод) выпустил свои первые паровозы — «Нормального типа 1897 г.» (с 1912 — Од) и уже скоро по объёму выпуска вышел на уровень других крупных заводов. В основном завод выпускал грузовые паровозы серий О, Щ и Э. Из пассажирских в основном строились паровозы Н и Б[1].
С 1928 по 1933 гг. завод подвергся реконструкции, в ходе которой были построены новые и современные производственные помещения, что позволило перейти на выпуск мощных современных паровозов: грузовой ФД и пассажирский ИС. Во время Великой Отечественной войны завод попал в зону оккупации стран Оси и был разрушен, но вскоре после освобождения его восстановили и уже осенью 1945 года был начат серийный выпуск паровозов СО, а вскоре Л и ЛВ. Всего заводом было выпущено 12 тысяч паровозов[1].
В 1956 году, после принятия на XX съезде КПСС решения о переходе на новые виды тяги, завод начинает выпускать тепловозы ТЭ3, а 19 октября того же года стал называться тепловозостроительным. Завод изготавливал преимущественно грузовые тепловозы, причём не только для советских железных дорог, но и на экспорт в страны Варшавского договора. а также Египет, Сирию, Индию, КНДР, Монголию и Кубу. За последующие 45 лет завод выпустил свыше 44 тысяч секций тепловозов (основные группы: ТЭ3, 2ТЭ10, М62 и 2ТЭ116), из них более 4000 секций (М62, ТЭ109, ТЭ114) на экспорт. Луганский (в 1935—1958, 1970—1990 — Ворошиловградский) завод был крупнейшим тепловозостроительным предприятием Советского Союза[1].
После распада СССР и обретения Украиной независимости, в сентябре 1995 года завод был преобразован в Государственную холдинговую компанию «Лугансктепловоз». Помимо тепловозов, эавод начал также выпускать электровозы, дизель- и электропоезда (в список не включены). В марте 2007 года большую часть акций «Лугансктепловоза» приобрёл Брянский машиностроительный завод (Трансмашхолдинг). В апреле 2011 года компания была переименована в публичное акционерное общество «Лугансктепловоз»[1].
Локомотивы рассортированы по типам и упорядочены по годам начала выпуска. Экспериментальные типы локомотивов, включая теплопаровозы, газотурбовоз и мотовозы, объединены в один раздел. Для упрощения восприятия род службы локомотивов обозначен с помощью цвета:
Грузовые и грузопассажирские локомотивы |
Пассажирские локомотивы |
Маневровые и промышленные локомотивы |
Стоит также учесть параметр в таблице Количество секций, учитывающий не сами локомотивы по номерам, а их секции. То есть, двухсекционный локомотив (из двух отдельных частей) будет считаться за две секции, а четырёхсекционный (например, 4ТЭ130) — за четыре.
Последним паровозом завода стал ЛВ-522, выпущенный в конце 1956 года. Всего же в общей сложности Луганский (Ворошиловградский) завод выпустил 11 942 паровоза широкой колеи (1524 мм)[40][41][42]. О выпуске данным заводом паровозов узкой колеи нет никаких данных.
Самым первым тепловозом завода стал ТЭ3-2001, выпущенный 2 февраля 1956 года.
Тип/ серия | Иллюстрация | Осевая формула |
Годы выпуска | Количество секций | Комментарий | И. |
---|---|---|---|---|---|---|
ТЭ3 | ![]() |
2(30—30) | 1956—1973 | 11893 | Один из тепловозов состоял из одной секции | [43] |
ТГВ (ТГМ2) | Просмотр фото |
2—2 | 1956, 1957 | 2 | [44] | |
ТЭВ (ТЭЛ) | 20—20 | 1957, 1958 | 40 | Экспорт в Индию (4 остались в СССР) | [43][45] | |
ТГ100 | Просмотр фото |
2(2—2) | 1959 | 1 | [44] | |
ТГ102 | 2(2—2) | 1960 | 2 | [44] | ||
ТГ105 | Просмотр фото |
3—3 | 1961 | 1 | [44] | |
ТЭ3Л | 2(30—30) | 1961 | 12 | На дороги поступили только 4 секции (2 тепловоза) | [44] | |
3ТЭ3 | 3(30—30) | 1961—1962 | 111 | [43] | ||
ТГ106 | 3—3 | 1962, 1963 | 3 | [44][46] | ||
2ТЭ10Л | 2(30—30) | 1962—1977 | 7259 | [43] | ||
ТЭ7 | 2(30—30) | 1963, 1964 | 170 | [43] | ||
2ТЭ10Л с бесчелюстными тележками |
2(30—30) | 1963—1974 | 48 | [44] | ||
ТЭ3М | 2(30—30) | 1964 | 4 | [44] | ||
ТЭП10Л | 30—30 | 1964—1967 | 218 | [43] | ||
М62 | 30—30 | 1964 | 2 | Прототип | [44] | |
M62 | 30—30 | 1965—1974, 1976—1978 | 293 | Экспорт в Венгрию | [43] | |
ST44 | 30—30 | 1965—1988 | 1191 | Экспорт в Польшу | [43] | |
2ТЭ10Л с реостатным тормозом | 2(30—30) | 1966 | 2 | [44] | ||
T679.1 T679.5 |
30—30 | 1966—1973, 1978, 1979 | 600 | Экспорт в Чехословакию | [43] | |
120 | 30—30 | 1966—1977 | 396 | Экспорт в ГДР | [43] | |
ПТЭ3 | Просмотр фото |
2(30—30) | 1967 | 6 | Для космодрома Байконур | [44] |
K62 К62У |
30—30 | 1967—1974, 1990, 1995, 1999 | 51 | Экспорт в КНДР | [43] | |
ТЭ109 | 30—30 | 1967 | 2 | Прототип | [44] | |
2ТЭ109 | 2(30—30) | 1968, 1969 | 4 | [44] | ||
2ТЭ109 (с дизелем Д70) |
2(30—30) | 1968 | 2 | [44] | ||
ТЭМ2 | 30—30 | 1969—1979 | 1352 | [43] | ||
М62С (М62) | 30—30 | 1970—1976 | 721 | [43] | ||
130 | 30—30 | 1970—1972 | 80 | Экспорт в ГДР | [43] | |
07 | 30—30 | 1971—1977 | 90 | Экспорт в Болгарию | [43] | |
T679.2 | 30—30 | 1971 | 2 | Экспорт в Чехословакию | [43] | |
ТЭ114 | ![]() |
30—30 | 1971 | 2 | Прототип | [44] |
2ТЭ116 | 30—30 | 1971—2005 | 3442 | С 1992 — экспорт в Россию и Эстонию | [43] | |
131 | 30—30 | 1972, 1973 | 76 | Экспорт в ГДР | [43] | |
132 | 30—30 | 1973—1981 | 725 | Экспорт в ГДР | [43] | |
2ТЭ10В | 2(30—30) | 1974—1981 | 3162 | [43] | ||
М62К | 30—30 | 1974, 1975 | 20 | Экспорт в Кубу | [43] | |
ТЭ114С1 ТЭ114С2 |
30—30 | 1974—1976 1982—1985 |
110 | Экспорт в Сирию | [43] | |
ТЭ114Е | 30—30 | 1974—1976 | 23 | Экспорт в Египет | [43] | |
2ТЭ116М | 2(30—30) | 1974 | 2 | [44] | ||
ТЭ125 | 30—30 | 1974 | 1 | Впоследствии продан в ГДР | [44] | |
ТЭ129 | 30—30 | 1974 | 1 | Прототип, впоследствии продан в ГДР | [44] | |
ТЭ120 | 2(30—30) | 1975 | 1 | [44] | ||
ТЭ114П | 30—30 | 1976, 1977 | 14 | [43] | ||
2М62 | 2(30—30) | 1976—1987 | 2522 | [43] | ||
142 | 30—30 | 1976—1978 | 6 | Экспорт в ГДР | [43] | |
ТЭ114К | 30—30 | 1977—1985 | 107 | Экспорт в Кубу | [43] | |
2ТЭ121 | ![]() |
2(30—30) | 1977—1992 | 152 | [43] | |
130П | 30—30 | 1977, 1978 | 31 | [43] | ||
3ТЭ10В | Просмотр фото |
3(30—30) | 1978 | 3 | [43] | |
3ТЭ10М | 3(30—30) | 1978—1990 | 1920 | [43] | ||
2ТЭ116 с реостатным тормозом | 2(30—30) | 1978 | 4 | [44] | ||
2М62М М62УМ |
2(30—30) 30—30 |
1980—1987 1989, 1990 |
152 | Экспорт в Монголию | [43] | |
2ТЭ10М | 2(30—30) | 1981—1990 | 4928 | [43] | ||
2ТЭ116А | Просмотр фото |
2(30—30) | 1981 | 8 | [44] | |
ДМ62 | 30—30 | 1982—1995 | 154 | Для Министерства обороны (локомотив БЖРК 15П961 «Молодец») | [43] | |
4ТЭ130 | Просмотр фото |
4(30—30) | 1982 | 4 | [44] | |
4ТЭ10С | 4(30—30) | 1983—1987 | 100 | [43] | ||
ТЭ127 | 30—30 | 1984 | 1 | [44] | ||
3М62У | 3(30—30) | 1985—1992 | 312 | [43] | ||
2ТЭ137 | Просмотр фото |
2(30—30) | 1985 | 2 | [44] | |
ТЭ136 | 20+20−20+20 | 1985, 1986 | 2 | [44] | ||
2М62У | 2(30—30) | 1987—2001 | 790 | [43] | ||
2ТЭ10Г | 2(30—30) + 2—2 | 1987 | 6[комм 3] | [44] | ||
2ТЭ116Г | 2(30—30) + 2—2 | 1987 | 3[комм 4] | [44] | ||
2ТЭ10С | 2(30—30) | 1988 | 6 | [43] | ||
2ТЭ126 | ![]() |
2(1+20+20−20+20+1) | 1988 | 2 | [44] | |
2ТЭ10У ТЭ10У |
2(30—30) 30—30 |
1989—2005 | 1116 | [43] | ||
2ТЭ10УТ ТЭ10УТ |
2(30—30) 30—30 |
1989—2005 | 237 | [43] | ||
2ТЭ136 | 2(20+20−20+20 | 1992 | 2 | Двухсекционный вариант ТЭ136. | [44] | |
2ТЭ116УП | 2(30—30) | 1994 | 2 | Выкуплен «Трансойл» в 2001 году и переделан в грузовой | [44] | |
ТЭ114И | 30—30 | 2003, 2004 | 30 | Экспорт в Ирак | [43] | |
ТЭП150 | 30—30 | 2004, 2007 | 4 | [44][47] | ||
ТЭМ103 | 20—20 | 2005 | 1 | [44] | ||
2ТЭ116У | 2(30—30) | 2007—наст. вр. | 680[комм 5][комм 6] | Экспорт в Россию | [48] | |
2ТЭ116УМ | 2(30—30) | 2010—2011 | 70 | Экспорт в Монголию и Узбекистан | [49] | |
2ТЭ116УД | 2(30—30) | 2012—наст. вр. | 144 | Применён двенадцатицилиндровый дизель GEVO 12 EFI фирмы GE Transportation | [50] | |
2ТЭ116УР | 2(30—30) | 2014 | 2 | Применён двенадцатицилиндровый дизель 20V4000R43 производства немецкой фирмы MTU | [51] | |
3ТЭ116У | 3(30—30) | 2013—2015 | 51 | Трёхсекционный вариант 2ТЭ116У | [52] |
Всего, по данным на середину 2012 года, Луганский завод выпустил 45 880 секций тепловозов[43][44].
Тип/ серия | Иллюстрация | Осевая формула |
Годы выпуска | Количество секций | Комментарий | И. |
---|---|---|---|---|---|---|
Н8 (ВЛ8) | 20+20+20+20 | 1957—1967 | 3708 | Непосредственно не выпускал, поставлял кузова и тележки заводам НЭВЗ и ТЭВЗ | [53] | |
Е2М62 | 2(30—30) | 1978 | 2 | Модернизация. Непосредственно выпущен как тепловоз 2М62-0158. Впоследствии модернизирован Азербайджанской железной дорогой с использованием электрооборудования электровоза ВЛ8 | [54] | |
2ЭЛ5 | 2(20—20) | 2005—2011 | 36 | [55] | ||
2ЭЛ4 | 2(20—20) | 2009—2011 | 8 | [56] |
Итого, по оценочным данным, завод построил механические части для 3708 секций (1704 электровозов) и собственно выпустил 44 электровозные секции.
Тип/ серия | Иллюстрация | Осевая формула |
Годы выпуска | Количество секций | Комментарий | И. |
---|---|---|---|---|---|---|
№ 8000 | 1-4-1 | 1939 | 1 | теплопаровоз | [57] | |
№ 8001 | 1-5-1 | 1948 | 1 | теплопаровоз | [58] | |
ГТ101 | ![]() |
3о—3о | 1960 | 1 | газотурбовоз | [59] |
МРД | 1о—1о | 1995 | 5 | узкоколейный мотовоз (ширина колеи 900 и 750 мм) | [60] |
Всего два теплопаровоза, один газотурбовоз и пять мотовозов.
Этот список входит в число избранных списков и порталов русскоязычного раздела Википедии. |