Научно-популярный фильм — фильм, снятый по заранее разработанному литературному сценарию, посвящённый показу явлений природы, процессов в различных областях науки, техники, промышленности и сельского хозяйства[1]. Задачей научно-популярного кинематографа является обнародование научных сведений, фактов и результатов исследований, описание на уровне общих понятий научных гипотез, идей, открытий, взглядов; может касаться как уже хорошо изученных вопросов, так и находящихся в процессе разработки, «на острие» науки. Таким образом научно-популярные фильмы также популяризируют научный подход к восприятию окружающей действительности.
В научно-популярном фильме могут использоваться данные нескольких наук, однако среди них одна является основной, а остальные — дополняющими (напр. аргументирующими и/или оппонирующими). Предметом фильма может быть также междисциплинарная полемика.
Научный фильм — фильм, созданный в процессе проведения научно-исследовательских и экспериментальных работ, и служащий для решения конкретных задач. Научные фильмы снимаются в научно-исследовательских институтах и лабораториях, и не предназначены для публичной демонстрации[2].
В систематике продукции экранных искусств (таких как кино, телевидение, мультимедиа), независимо от темы и изображаемого объекта, принято основное разделение на игровые и неигровые фильмы.
К первым относят продукты драматического действия, ко вторым — все остальные (т.е. те, основа, сущность, «движущая сила» которых — не является драматическим действием).
Соответственно они также отличаются и драматургически.
Игровые фильмы в английской терминологии называются англ. fiction.
Документальное кино — относится к неигровому кино. При этом в произведениях документалистики могут использоваться как фрагменты игровых фильмов, так и инсценировки, провокации, др. постановочные элементы придуманные специально к случаю.
Термин «документальный» (англ. documentary) применительно к таковому жанру/виду кино был впервые предложен Джоном Грирсоном в 1920-х годах. До этого французские журналисты и критики называли так фильмы, сделанные на материалах съёмок путешествий. Грирсон же определил документальное кино как «творческую разработку действительности»[3].
Задачи документалистики
Научно-популярные фильмы — в отличие, например от хроникально-документальных фильмов — сосредотачивают внимание на научной стороне мышления, на достижениях наук и вырабатывают научный подход к жизни.
А объединяет этот вид фильмов со всеми выше перечисленными — общая для всего документального кино задача: „рассказать нам о мире, в котором мы живём“ (Хью Бэдли).
Однако необходимо учитывать, что, несмотря на то, что в западном киноведении научно-популярные фильмы относятся к документальному кино, в российском киноведении существует чёткое разделение на документальный кинематограф и научно-популярные фильмы.[источник не указан 1215 дней]
Техника
Современное фильмопроизводство чаще всего использует комбинацию доступных техник, однако в итоге продукт представляется для проката на каком-либо одном носителе („переводится в формат“).
Средство проката