Неорационализм — большая энциклопедия. Что такое Неорационализм

Неорационализм


Материал из свободной энциклопедии

Неорационализм — течение в европейской философии науки, которое является реформацией классического рационализма. Создателем неорационализма принято считать Гастона Башляра, французского философа и искусствоведа, хотя также есть множество других философов, таких как Фердинанд Гонсет, Эмиль Мейерсон, Жан Пиаже и другие философы, в том числе и критического рационализма, которые теоретически тоже могли быть отцами-основателями неорационализма.

История

Появление этого течения в 20-х — 40-х годах XX века обусловлено кризисом классического рационализма. Причиной этого кризиса стали изначальные ошибки классического рационализма, абсолютизировавшего научное познание, в частности утверждавшего неизменяемость научных понятий и выводов. Последним ударом по уже и так хрупкой теории классического рационализма стала знаменитая теория относительности Альберта Эйнштейна, которая меняла понятия и выводы классической механики Ньютона. Время, которое у Ньютона было абсолютным, стало относительным и зависящим от скорости объекта, а скорость света, которая, согласно Ньютону, должны была складываться со скоростью его источника, стала абсолютной и независящей от скорости источника света.

В результате кризиса классического рационализма появились философские течения, релятивизирующие научное познание, такие как философский релятивизм, онтологический релятивизм, лингвистический релятивизм и постпозитивизм. Поборники классического рационализма пытались либо отстоять классический рационализм, либо переделать его и привести в соответствие с действительным положением дел в науке, физике в частности. Среди пытавшихся переделать классический рационализм наиболее заметны когнитивные постпозитивисты, такие как Поппер, Лакатос, Лаудан и др. Признавая, что наука не привязывает своих понятий к опыту, утверждая, что она принципиально погрешима, любая теория будет рано или поздно опровергнута[1] и что она периодически меняет метод обоснования своих теорий[2] , они пытались все же защитить особый эпистемологический статус науки, найти критерии, отличающие ее от не науки.

Поппер для этого изобрел фоллибилизм, суть которого - требование принципиальной проверяемости утверждений научной теории опытным путем. Например, утверждение, что море волнуется, потому что Нептун сердится, невозможно проверить опытным путем, значит - это не наука. Поппер утверждает, что хоть наука и не дает истины (принципиально погрешима) и не дает надежного и неизменного обоснования для своих теорий, но отличается от не науки все же тем, что делает обоснованный выбор между теориями на предмет их большей близости к истине: “Я говорю о предпочтительности теории, имея в виду, что эта теория составляет большее приближение к истине и что у нас есть основания так считать или предполагать”.[3]

Еще одна попытка переделать классический рационализм, приведя его в соответствие феноменам реальной науки, принадлежит представителям школы неорационализма, в центре которой стоит французский философ Башляр. В большинстве своих позиций эти философы совпадают с пост позитивистами даже не когнитивными, а социальными. Они отрицали независимость добытых разумом истин от социокультурных подтекстов. В той или иной формулировке признавали попперианскую опровержимость научных теорий, “постоянную принципиальную проблематичность рационального познания” и т. п. Вслед за Куайном признавали, что научные понятия никак не привязаны к опыту.[4] Но при этом башляровские неорационалисты претендовали на то, что они все-таки защищают особый эпистемологический статус науки, ее принципиальное отличие от всего, что не есть наука. В этом контексте они говорили об адекватности научных теорий, понимая под ней соответствие выводов теории фактам.

Примечания

  1. Popper Karl. Realism and the Aim of Science. London, N. Y.: Routledge, 1983. P. 18 – 24, 131 – 146
  2. Lacatos Imre. Mathematics, Science and Epistemology. : University Press. 1978. P. 3 – 23
  3. Поппер К. Реализм и цель науки//"Современная философия науки", Логос, 1996, С.94.
  4. Неорационализм - История философии - Энциклопедии & Словари

Литература

  • Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987;
  • Киссель М. А. Судьба старой дилеммы: рационализм и эмпиризм в буржуазной философии 20 века. М., 1974;
  • Федорюк Г. М. Французский неорационализм. Ростов-на-Дону, 1983;
  • Визгин В. П. Эпистемология Гастона Башляра и история науки. М., 1996;
  • Lecourt D. Pour une critique de l’epistemologie (Bachelard, Canguilhem, Foucault). P., 1972;
  • Bachelard. Colloque de Cerisy. P., 1974;
  • Tiles M. Bachelard: Science and Objectivity. Cambr., 1984;
  • Actualités et posterités de Gaston Bachelard. P., 1997.

Ссылки


О сайте infor24.ru Наш сайт является неофициальным ресурсом, который несет людям знания. Он открыт и бесплатен для любого пользователя. Сайт infor24.ru - большая статейная библиотека со статьями на различные тематики для всех и каждого.

Основа этой страницы находится в Вики. Текст доступен по официальной лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. infor24.ru является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation). Сайт infor24.ru является неофициальным сайтом.

E-mail: admin@infor24.ru