Одиссей — большая энциклопедия. Что такое Одиссей

Одиссей


Материал из свободной энциклопедии
Одиссей
Όδυσσεύς
Odysseus Tiresias Cdm Paris 422 n2.jpg
Одиссей, получающий наставления Тиресия, Краснофигурная роспись на кратере.
IV век до н. э.
Мифология Древнегреческая мифология
Тип Греция
Греческое написание Όδυσσεύς
Латинское написание Ulysses (Улисс)
Пол мужской
Занятие царь Итаки
Отец Лаэрт
Мать Антиклея
Супруга Пенелопа
Дети Телемах
Commons-logo.svg Иллюстрации на Викискладе

Одиссе́й (др.-греч. Ὀδυσσεύς; лат. Ulysses, Ули́сс) — в древнегреческой мифологии царь Итаки. Главный герой поэмы «Одиссея», повествующей о его долгих скитаниях в пути на родину. Одиссей отличался не только отвагой, но и хитрым, изворотливым умом (отсюда и его прозвище «хитроумный»).

Позднее имя Одиссея стало нарицательным, и словом «одиссея» стало обозначаться любое долгое странствие, обычно сопровождаемое разного рода трудностями и многочисленными превратностями судьбы.

Имя

В античных источниках встречается множество вариантов имени Одиссея: в поэмах Гомера это Ὀδυσσεύς или Ὀδυσεύς, на амфорах архаического периода — Ὀλυτές, Ὀλυτεύς, Ὀλυττεύς, Ὀλυσεὺς и другие[1]. В науке есть разные мнения о том, являются ли гомеровские варианты, с буквой δ, более старыми либо эти две группы имён изначально были связаны с разными регионами Греции и разными диалектами древнегреческого языка. Латинизированная форма имени, Ulixes/Ulisses (русская транскрипция — Улисс), по одной из версий, связана с тем вариантом, который имел хождение на западе и юге Балканской Греции; этрусская, Utuse/Uthuse/Uthuste/Uthuzte, — с ионийской вариацией[2][3].

По значению древние греки связывали имя Одиссей с глаголом odyssao — «гневаться», «ненавидеть». Согласно Гомеру, именно это значение имел в виду Автолик, когда давал имя своему новорождённому внуку. Василий Жуковский в русском варианте «Одиссеи» дал перевод «сердитый»[4], но в действительности древнегреческое причастие, ставшее именем героя поэмы, могло иметь два разных значения: активное («разгневавшийся», «возненавидевший») и пассивное («испытавший на себе гнев», «ненавидимый»). В первом случае это ненависть Одиссея к женихам, во втором — ненависть некоторых богов к Одиссею. В поэме в ряде мест имеется в виду второй вариант[5], из-за чего некоторые исследователи говорят об Одиссее как о «ненавистном богам»[6]. Существует альтернативное мнение о том, что имя содержит оба значения сразу[5]. Антиковед Виктор Ярхо осторожно констатирует, что «имя Одиссея не получает удовлетворительного объяснения из древнегреческого языка»: греки могли воспринять сказания об этом герое у своих предшественников на юге Балкан и дать имени своё толкование[7].

В мифологии

Происхождение

Одиссей и Диомед крадут коней убитого ими Троянского царя Реса. Краснофигурная роспись на ситуле, 360 год до н. э.

Родителями Одиссея античные авторы единодушно называют Лаэрта и Антиклею. По обеим линиям герой происходит от Зевса. Отец Одиссея, царь Итаки, участник Калидонской охоты и плавания аргонавтов, был сыном Аркесия и Халкомедусы. О генеалогии Аркесия источники рассказывают по-разному: это был сын либо Зевса и Эвриодии[8], либо Кефала и Прокриды[9]. В свою очередь Прокрида принадлежала к афинскому царскому дому (дочь Эрехтея), а Кефал был или внуком Эола, царя Фокиды, или сыном бога Гермеса[10][11][12].

Мать Одиссея, Антиклея, была дочерью Автолика, известного разбойника и вора, «славного хитрым притворством и клятв нарушением»[13], сына Гермеса. Согласно одной из версий мифа, ещё один выдающийся хитрец, коринфянин Сизиф, изнасиловал Антиклею незадолго до её замужества, чтобы наказать Автолика за похищение его коров, и стал настоящим отцом Одиссея (один из схолиастов Софокла утверждает даже, что Сизиф и Антиклея были женаты)[14]. С такой генеалогией связаны хитрость Одиссея, его практицизм, умение найти выход из любой ситуации[6].

В роду царей Итаки традиционно был только один мужчина на каждое поколение; и Одиссей тоже был единственным сыном[15]. У Гомера упоминается его сестра Ктимена[16], у поздних античных авторов — ещё одна сестра, которую звали либо КаллистоЛисимаха), либо Факе («Чечевица» — у Мнасея из Патр)[17][12].

Ранние годы

По данным большинства античных авторов, Одиссей появился на свет на Итаке. Только Истр пишет, что Антиклея родила сына по дороге с родного Парнаса в царство мужа, в окрестностях Алалкомен в Беотии, из-за чего впоследствии Одиссей назвал Алалкоменами ещё один город, у себя на родине. Версия Истра могла быть попыткой согласовать между собой разные мифы об Одиссее, существовавшие на западе Греции и в Беотии[12]. Согласно Гомеру, Автолик приехал в гости к дочери и зятю, как раз когда его внук появился на свет; именно дед и дал младенцу имя[18].

Информация о юности Одиссея содержится только в ряде отрывочных сообщений у Гомера[19]. В детстве Лаэртид получил от отца в подарок множество деревьев в саду: 13 груш, 10 яблонь и 40 смоковниц[20]. Повзрослев, он навестил своего деда на Парнасе и получил от него обещанные богатые подарки. Охотясь на вепря вместе со своими дядями (сыновьями Автолика), он был ранен в ногу над коленом, и рубец от этой раны остался на всю жизнь[21]; место, где это произошло, показывали путешественникам ещё во II веке н. э. (тогда там стоял дельфийский гимнасий)[22]. По поручению отца и геронтов Одиссей предпринял поездку в Мессену, чтобы потребовать компенсацию за 300 быков, которых мессенцы похитили вместе с пастухами. В этом городе он встретил царя Эхалии Ифита, приехавшего по схожему делу. Два героя подружились и обменялись подарками: Одиссей получил лук, из которого впоследствии стрелял по женихам[23]. Кроме того, Лаэртид ездил в город Эфира (предположительно в Феспротии), чтобы попросить у тамошнего царя Ила, сына Мермера, яд для стрел. Услышав отказ, он получил желаемое от царя тафийцев Анхиала[24][25].

В какой-то момент Лаэрт уступил Одиссею царскую власть. О причинах такого шага ничего не известно; передача власти произошла до начала Троянской войны, то есть более чем за 20 лет до времени действия «Одиссеи», когда Лаэрт наверняка был ещё относительно молодым и крепким мужчиной[26]. Известно, что Одиссей повелевал, помимо Итаки, Кефалленией[27][28] и Закинфом[29] и был «несказанно богат»[30].

Начало Троянской войны

В связи со своей женитьбой Одиссей оказался вовлечён в общегреческие дела. Псевдо-Аполлодор[31] и Гай Юлий Гигин[32] пишут, что царь Итаки был одним из многочисленных женихов Елены, дочери Леды и либо спартанского царя Тиндарея, либо самого Зевса. Эта девушка превосходила красотой всех женщин, а потому на её руку претендовали герои со всей Греции. Тиндарей не решался выбрать зятя, поскольку боялся, что отвергнутые женихи станут его врагами. Тогда Одиссей в обмен на обещание руки царской племянницы Пенелопы дал ему спасительный совет: обязать всех женихов поклясться, что они «друж­но высту­пят на помощь, если избран­ный жених под­верг­нет­ся опас­но­сти в свя­зи с пред­сто­я­щей свадь­бой»[33]. Такая клятва была дана всеми, включая царя Итаки, над тушей принесённого в жертву коня[34]. Мужем Елены стал Менелай, а Одиссей получил Пенелопу[35].

Ферекид изложил альтернативную версию мифа, согласно которой Одиссей изначально претендовал на руку Пенелопы: Лаэрт узнал, что эта девушка превосходит остальных гречанок красотой и умом, а потому захотел женить на ней сына[26]. Претендентов было много, и отец Пенелопы Икарий (брат Тиндарея) устроил для них состязания в беге. Победителем стал Одиссей[36]. Новоявленный тесть, не желая расставаться с дочерью, долго упрашивал Одиссея остаться жить в Спарте; получив отказ, он начал умолять Пенелопу остаться с ним. Даже когда новобрачные отправились в путь, Икарий долго шёл за их колесницей, продолжая упрашивать дочь. В конце концов Одиссею пришлось потребовать от жены сделать окончательный выбор: или он, или отец. Та ничего не ответила и только закрыла своё лицо покрывалом, после чего супруги продолжили свой путь[37][38].

Позже Елена была похищена троянским царевичем Парисом. Менелай объездил всю Грецию, чтобы призвать героев, связанных клятвой, к участию в походе на Трою; на Итаке он появился вместе со своим братом Агамемноном (царём Микен) и евбейским царевичем Паламедом. Одиссей не хотел участвовать в войне, так как ему было предсказано: домой он вернётся одиноким и нищим спустя двадцать лет. Потому он притворился безумным. Перед гостями царь Итаки предстал в войлочной крестьянской шапке, пашущим поле (в плуг были впряжены вол и осёл) и засевающим его солью. Но Паламед перехитрил Одиссея: он положил на землю перед плугом новорождённого сына мнимого безумца, Телемаха, и Одиссею пришлось поднять младенца с земли[39] (по другой версии, Паламед замахнулся на Телемаха мечом[40]). Так было доказано, что он в здравом уме[41][42].

Теперь Одиссею пришлось самому участвовать в сборе сил. Совместно с Менелаем он отправился на Кипр и добился от местного царя Кинира клятвы прислать под Трою 50 кораблей. Потом его путь лежал на Скирос, где спрятался мирмидонский царевич Ахилл: согласно оракулу, без этого героя взятие Трои было невозможно, а самому Ахиллу была предсказана ранняя гибель в случае участия в войне. Потому мать царевича, Фетида, спрятала его на Скиросе, где он жил в царском дворце, переодетый в женское платье. Одиссей хитростью заставил Ахилла выдать себя: он разложил во дворце дары (драгоценности, одежду, а между ними меч и щит) и предложил женщинам выбрать что-нибудь на свой вкус. Внезапно зазвучал сигнал боевой трубы, и Ахилл схватил оружие. После этого и ему пришлось примкнуть к антитроянскому союзу[43]. Согласно альтернативной версии, мирмидонский царевич не прятался, и Одиссею, посетившему его во Фтиотиде, не пришлось идти на какие-либо ухищрения[44].

По поручению Агамемнона Одиссей похитил трёх дочерей Ания, царя Делоса, которые могли превращать всё, к чему прикасались, в вино, зерно и масло. Впрочем, сёстрам удалось бежать[45][46][47]. После этого Одиссей присоединился к грекам, сконцентрировавшим объединённый флот у Авлиды. Продолжить плавание к берегам Малой Азии не удавалось много дней из-за встречного ветра; выяснилось, что необходимо умилостивить богов, принеся им в жертву дочь Агамемнона Ифигению, и именно Одиссею выпало ехать за царевной в Микены. Он обманул мать девушки, Клитемнестру, сказав ей, будто Ифигения будет выдана замуж за Ахилла[48][49]. Царевна была принесена в жертву (либо Артемида в последний момент заменила её ланью), и после этого подул попутный ветер[50][51].

На пути к Геллеспонту, на Лесбосе, Одиссей одержал победу в борьбе над местным царём Филомелидом[52][53]. Именно по вине царя Итаки, как пишут некоторые античные авторы[54][55], на необитаемом Лемносе был брошен Филоктет с незаживающей и зловонной раной[56]. Наконец, Одиссей стал одним из трёх послов (наряду с Менелаем и Паламедом), которые до начала боевых действий отправились в Трою и потребовали вернуть Елену и похищенные вместе с ней сокровища. Троянцы ответили решительным отказом и даже хотели перебить послов, но Антенор помешал им это сделать[57][58].

Под Троей

Осада Трои затянулась на десять лет. Одиссей привёл к берегам Малой Азии относительно небольшую флотилию — двенадцать кораблей[59], но тем не менее выделялся среди многочисленных царей благодаря своему уму. Его мнение о том, как следует вести войну, всегда совпадало с мнением Нестора — мудрого царя Пилоса[53].

О действиях Одиссея в первые девять лет войны известно только одно: он погубил Паламеда. Согласно Сервию, царь Итаки счёл себя оскорблённым, когда Паламед оказался более удачлив в поисках пшеницы для войска; согласно схолиасту Еврипида и Диктису Критскому, Паламед был слишком популярен у греков, что вызывало ненависть у Агамемнона, Диомеда и Одиссея[60][61]; «все поэты», согласно Сократу в изложении Ксенофонта, утверждали, что Одиссей завидовал уму Паламеда[62]; Вергилий пишет, что Паламед был слишком миролюбив, а потому опасен для главных вождей ахейцев[63]. Наконец, Гигин сообщает, что Одиссей ненавидел Паламеда с тех пор, как тот заставил его принять участие в Троянской войне[64].

Согласно наиболее влиятельной версии мифа, Одиссей убедил Агамемнона, что всё греческое войско должно на день покинуть лагерь. В шатре Паламеда он зарыл золото, а потом, когда воины вернулись, поручил одному пленному фригийцу доставить письмо, написанное якобы царём Трои Приамом Паламеду. Фригиец был по его приказу убит прежде, чем нашёл адресата; найденное при нём послание принесли Агамемнону, и тот прочёл: «Паламеду шлёт Приам…» Далее в письме перечислялись зарытые ценности. Царь Микен приказал провести обыск, и одиссеево золото было найдено. Греки, убеждённые в том, что Паламед изменил общему делу, побили его камнями[64][65][66].

По другой версии, Одиссей и Диомед просто убили Паламеда: или утопили во время рыбалки[67], или сказали ему, будто нашли клад на дне колодца, спустили его туда и забросали камнями[61]. В любом случае гибель Паламеда стала причиной несчастий для многих греческих царей: его отец Навплий и брат Ойак, не получив от Агамемнона законного возмещения, начали ездить по Греции и рассказывать жёнам героев, находившихся под Троей, что те нашли себе наложниц, которых хотят по возвращении домой сделать царицами. Под влиянием таких рассказов одни женщины кончали с собой, а другие заводили любовников и начинали строить планы убийства мужа[68][69]. Согласно Флавию Филострату, и гнев Ахилла на греков был связан не с потерей Брисеиды, а с убийством Паламеда[70].

Одиссей участвовал вместе с Аяксом Теламонидом в схватке над телом Ахилла[71] и, согласно Диктису Критскому, убил при этом двух сыновей Приама — Арета и Эхеммона[72]. Квинт Смирнский перечисляет ещё нескольких знатных троянцев, убитых Одиссеем в этом бою; сам царь Итаки был ранен в колено, но не отступил[73]. Согласно Антисфену, Аякс отстоял в схватке тело Ахилла, а Одиссей — его оружие; сам Аякс у того же автора утверждает, будто Одиссей осознанно выбрал для защиты менее ценную добычу. Но Софокл и Овидий уверены, что царь Итаки спас от врага и оружие, и тело Ахилла[74][75][69].

После боя Одиссей и Аякс заявили о своих претензиях на доспехи Ахилла (в античной литературе этот эпизод известен как «Спор об оружии»). Каждый из них пытался доказать, что он более отважен и могуч и внёс больший вклад в защиту тела и доспехов погибшего. Победителем в этой распре стал Одиссей, причём античные авторы по-разному излагают детали: решение было принято или верховным вождём Агамемноном, не любившим Эакидов (к этому роду принадлежали и Аякс, и Ахилл)[76], или собранием всех греческих вождей, или даже троянскими пленными, которые сказали, кто из этих двоих нанёс им больший урон. Существует версия, что по предложению Нестора греческие лазутчики подслушивали у стен Трои и узнали непредвзятое мнение врагов: одна девушка сказала, что всю мощь троянского удара в бою над ахилловым телом принял на себя именно Одиссей[77]. Эта троянка говорила так, выполняя волю Афины, которая была на стороне царя Итаки[69].

Для Аякса это решение стало тяжёлым ударом. В ту же ночь он решил отомстить, но, лишённый Афиной разума, принял за греческих вождей стадо коров и овец. Аякс перебил множество животных, а одного белоногого барана, принятого им за Одиссея, привязал к столбу и начал стегать недоуздком и бранить во всеуслышание. Придя в себя, он покончил с собой. Агамемнон приказал было не хоронить его тело, но Одиссей вмешался и уговорил царя Микен отменить этот запрет[78].

Взятие Трои

Ко времени «спора над оружием» осада Трои шла уже более девяти лет, и греки начали терять надежду на победу. Одно из новых предсказаний гласило, что необходимо захватить в плен приамида Гелена, который знал тайные оракулы, защищавшие Трою. Одиссей это сделал (по другой версии, Гелен сам перебежал к грекам). Выяснилось, что город можно будет взять ближайшим летом, если в греческий лагерь будет привезена хотя бы одна кость Пелопа, если в осаде примет участие сын Ахилла Неоптолем и если у греков будет гераклов лук, которым владел брошенный когда-то на Лемносе Филоктет. Согласно альтернативной версии, Гелен попал в плен уже когда Филоктет был под Троей и соответственно третьим пунктом было похищение из города палладиума — священной статуи Афины[79].

В любом случае Одиссею пришлось совершить поездку на Лемнос (совместно с Диомедом[80][81] или Неоптолемом[82]) и уговорить Филоктета присоединиться к войску. На Скирос за Неоптолемом отправился тоже он. Сын Ахилла охотно последовал за ним — противодействие Одиссей встретил только со стороны матери Неоптолема Деидамии и её отца, царя Ликомеда. Вернувшись к стенам Трои, царь Итаки отдал Неоптолему доспехи Ахилла (впрочем, поздние античные авторы пишут, что эти доспехи Одиссей потерял уже позже, в кораблекрушении у берегов Сицилии)[83].

Дважды Одиссей смог проникнуть в осаждённую Трою. В первый раз он предварительно иссёк себе спину бичом и нарядился в нищенское рубище. В городе Одиссей был узнан Еленой, но она его не выдала и даже предоставила на время приют; собрав важные данные и убив нескольких троянцев, он вернулся к своим[84]. Во второй раз Одиссей пробрался в Трою вместе с Диомедом, чтобы украсть палладиум. По одной версии, герои прошли через узкий и грязный потайной ход и перебили стражу, после чего благополучно вынесли статую Афины; по другой, им пришлось перелезать через стену. Автор «Малой Илиады» сообщает, что лестница была короткой, а потому Диомед забрался на плечи Одиссею и один перелез через стену и вынес палладиум. Одиссей решил убить его, чтобы присвоить себе всю славу, но Диомед увидел приближающуюся к нему тень и смог разоружить своего товарища[85][86].

Взять Трою греки смогли благодаря деревянному коню, и эту хитрость большинство источников приписывает Одиссею. Именно царь Итаки придумал на время отвести армию (якобы окончательно уставшую от войны) и оставить в качестве подарка троянцам огромного деревянного коня, внутри которого должны были спрятаться самые храбрые из греков. Одиссей сам выбрал храбрецов и забрался в коня вместе с ними; его выбрали старшим[87]. Троянцы поверили, что враг ушёл, и затащили «подарок» в город. Когда вокруг коня ходила Елена, называя греков по именам и подражая при этом голосам их жён, именно Одиссей не позволил Менелаю, Тидею и Антиклу отозваться (последнему он зажимал рот, пока Елена не ушла, и согласно поздней версии мифа даже задушил его)[88][89][90].

Ночью греки выбрались из коня, перебили стражу и открыли ворота для основных сил, которые всё это время ждали на кораблях неподалёку. Одиссей, уже бывавший в Трое, повёл Менелая к дому Деифоба (очередного мужа Елены); пока те сражались друг с другом, царь Итаки перебил остальных троянцев, бывших в доме. Потом Одиссей спас от смерти двух сыновей Антенора, тайного друга греков[91][92].

Путь домой

На Итаке

Конец жизни

Троянский конь на миконской вазе, 670 год до н. э.
Одиссей со своими спутниками прокалывают глаз циклопу Полифему. Чёрнофигурная роспись, 565—560 годы до н. э.
Одиссей у волшебницы Цирцеи. Краснофигурная роспись, 440 год до н. э.
Одиссей, привязанный к мачте, чтобы не поддаться пению сирен. Фрагмент краснофигурной вазы. 480—470 годы до н. э.
Одиссей убивает бесчинствующих женихов. Краснофигурная роспись на скифосе, 450 год до н. э.
Избиение женихов

В античной литературе

Одиссей совместно с Диомедом убил во время ночной разведки царя фракийцев Реса и похитил его лошадей[93]. Относительно последних было предсказание, что Троя останется неприступной, если эти лошади поедят троянского корма; таким образом, вылазка Одиссея повлияла на исход всей войны[94][95].

  • Действующее лицо трагедий Эсхила «Суд об оружии» (фр.174-177 Радт), «Вызыватели душ (Психагоги)» (фр.273-275 Радт), «Пенелопа» (фр.187 Радт), «Собиратели костей» (фр.179-180 Радт), сатировской драмы «Кирка» (фр.309-311 Радт);
    • трагедий Софокла «Одиссей безумствующий» (фр.462 Радт), «Ифигения» (фр.305-308 Радт), «Эант», «Филоктет», «Лаконянки» (фр.367-368 Радт, похищение Палладия), «Навсикая» (фр.439-440 Радт), «Феаки» (фр.675 Радт), «Омовение» (фр.451а Радт), «Одиссей, пораженный шипом» (фр.453-461 Радт), его сатировской драмы «Сотрапезники» (фр.562-568 Радт),
    • трагедии Еврипида «Гекуба», сатировской драмы Еврипида «Киклоп», трагедии Псевдо-Еврипида «Рес»,
    • трагедий неизвестного автора «Одиссей — ложный вестник»[96] и «Итакийцы», трагедий Херемона и Аполлодора Тарсского «Одиссей», комедии Эпихарма «Одиссей, потерпевший кораблекрушение»,
    • трагедии Пакувия «Омовение», трагедии Сенеки «Троянки»
  • Порфирий. Неоплатонический трактат «О пещере нимф»

В искусстве

Литература

Изобразительное искусство

В.Серов. Одиссей и Навсикая
Арнольд Бёклин «Одиссей и Полифем»

Музыка

  • Клаудио Монтеверди. Опера «Делиа и Улисс» (совместно с Ф. Манели, музыка и либретто утеряны), 1630
  • Клаудио Монтеверди. Опера «Возвращение Улисса на родину», 1640
  • Ж.-Ф. Ребель. Опера «Улисс», 1703
  • Райнхард Кайзер. Опера «Улисс», 1722
  • Кароль Шимановский. Цикл «Метопы»: три этапа возвращения Одиссея (остров Сирен, остров Калипсо и остров феаков), 1915
  • Н. Скалкотас. Увертюра для оркестра «Возвращение Одиссея», 1945
  • Н. В. Бентсон. Опера «Улисс»
  • Э. Энглунд. Балет «Одиссей», 1959
  • А. Логотетис. Балет «Одиссей», 1963
  • Т. Андониу. Эпилог для солиста, чтеца и камерного ансамбля, 1963
  • Е. К. Голубев. Балет «Одиссей», 1965
  • Луиджи Даллапиккола. Опера «Улисс», 1960—68
  • Кирилл Молчанов. Мюзикл «Одиссей, Пенелопа и другие», 1970
  • Алан Хованесс. Симфония № 25 «Одиссей», Op. 275, 1973
  • Symphony X. Альбом «The Odyssey», содержащий музыкальную интерпретацию греческой поэмы Одиссея продолжительностью 24 мин., 2002
  • Ингви Мальмстин. Альбом «Odyssey», 1988
  • Василий К. Песня «Одиссей», 1999
  • Franz Ferdinand. Сингл «Ulysses», 2009
  • Cream. Песня «Tales of Brave Ulisses», 1967

Театр

Кинематограф

Примечания

  1. The face of Odysseus: An Inquiry into Homeric depictions in Late Geometric vase painting | Benjamin Grønvold — Academia.edu
  2. Reflexes of Variations in Latin and Greek through neither Latin nor Greek Documentation: Names of Greek Religion and Mythology in the Languages of Ancient Italy | Paolo Poccet…
  3. Odysseus, 1937, s. 1907-1909.
  4. Одиссея, 2000, XIX, 406-409.
  5. 1 2 Одиссея, 2000, прим. к XIX, 409.
  6. 1 2 Одиссей, 1988, с. 243.
  7. Ярхо, 2000, с. 299.
  8. Овидий, Метаморфозы, XIII, 144.
  9. Гигин, 2000, Мифы, 189.
  10. Аполлодор, III, 14, 3.
  11. Мифы народов мира, 1987, Кефал.
  12. 1 2 3 Odysseus, 1937, s. 1918.
  13. Одиссея, 2000, XIX, 395.
  14. Odysseus, 1937, s. 1918-1919.
  15. Одиссея, 2000, XVI, 118.
  16. Одиссея, 2000, XV, 363.
  17. Афиней, 2004, IV, 158 cd.
  18. Одиссея, 2000, XIX, 399-409.
  19. Odysseus, 1937, s. 1919.
  20. Одиссея, 2000, XXIV, 336-344.
  21. Одиссея, 2000, XIX, 413-468.
  22. Павсаний, 2002, X, 8, 8.
  23. Одиссея, 2000, XXI, 15-33.
  24. Одиссея, 2000, I, 175-177; 253-260.
  25. Odysseus, 1937, s. 1919-1920.
  26. 1 2 Odysseus, 1937, s. 1920.
  27. Илиада, 2000, II, 631.
  28. Одиссея, 2000, XX, 210.
  29. Илиада, 2000, II, 634.
  30. Одиссея, 2000, XIV, 96.
  31. Аполлодор, III, 10, 8.
  32. Гигин, Мифы, 81.
  33. Аполлодор, III, 10, 9.
  34. Павсаний, 2002, III, 20, 9.
  35. Odysseus, 1937, s. 1920-1921.
  36. Павсаний, 2002, III, 12, 1.
  37. Павсаний, 2002, III, 20, 10-11.
  38. Грейвс, 2005, с. 836.
  39. Гигин, Мифы, 95.
  40. Лукиан, О доме, 30.
  41. Odysseus, 1937, s. 1921-1922.
  42. Грейвс, 2005, с. 836-837.
  43. Odysseus, 1937, s. 1922-1924.
  44. Грейвс, 2005, с. 837-838.
  45. Овидий, Метаморфозы, XIII, 643-674.
  46. Odysseus, 1937, s. 1927.
  47. Грейвс, 2005, с. 840-841.
  48. Гигин, Мифы, 98.
  49. Еврипид, Ифигения в Авлиде, 100; Ифигения в Тавриде, 24.
  50. Odysseus, 1937, s. 1925.
  51. Грейвс, 2005, с. 849-850.
  52. Гомер, 2000, IV, 342-344.
  53. 1 2 Грейвс, 2005, с. 850.
  54. Овидий, Метаморфозы, XIII, 45-46.
  55. Софокл, Филоктет, 1.
  56. Odysseus, 1937, s. 1926.
  57. Odysseus, 1937, s. 1928-1929.
  58. Грейвс, 2005, с. 854.
  59. Илиада, 2000, II, 637.
  60. Odysseus, 1937, s. 1929.
  61. 1 2 Диктис Критский, II, 15.
  62. Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, IV, 2, 33.
  63. Вергилий, II, 84.
  64. 1 2 Гигин, Мифы, 105.
  65. Грейвс, 2005, с. 858-859.
  66. Odysseus, 1937, s. 1929-1930.
  67. Павсаний, 2002, X, 31, 2.
  68. Грейвс, 2005, с. 859.
  69. 1 2 3 Odysseus, 1937, s. 1930.
  70. Гигин, Прим. к Мифы, 105.
  71. Одиссея, 2000, V, 309-310.
  72. Диктис Критский, IV, 7.
  73. Квинт Смирнский, 2016, III, 294-321.
  74. Софокл, Филоктет, 378.
  75. Овидий, Метаморфозы, XIII, 284-285.
  76. Гигин, Мифы, 107.
  77. Грейвс, 2005, с. 885.
  78. Грейвс, 2005, с. 886.
  79. Odysseus, 1937, s. 1937.
  80. Гигин, Мифы, 102.
  81. Овидий, Метаморфозы, XIII, 98.
  82. Софокл, Филоктет.
  83. Odysseus, 1937, s. 1937-1939.
  84. Одиссея, 2000, IV, 244-262.
  85. Odysseus, 1937, s. 1939-1941.
  86. Грейвс, 2005, с. 893.
  87. Одиссея, 2000, XI, 524-525.
  88. Одиссея, 2000, IV, 274-289.
  89. Odysseus, 1937, s. 1943-1944.
  90. Грейвс, 2005, с. 899.
  91. Павсаний, 2002, X, 26, 7.
  92. Odysseus, 1937, s. 1944-1945.
  93. Илиада, X.
  94. Грейвс, 2005, с. 868.
  95. Odysseus, 1937, s. 1932-1933.
  96. Аристотель. Поэтика 16
  97. Павсаний. Описание Эллады X 26, 2; 28, 1

Литература

  • Edith Hall. The Return of Ulysses: A Cultural History of Homer’s Odyssey. 2007. (англ.)

Ссылки


О сайте infor24.ru Наш сайт является неофициальным ресурсом, который несет людям знания. Он открыт и бесплатен для любого пользователя. Сайт infor24.ru - большая статейная библиотека со статьями на различные тематики для всех и каждого.

Основа этой страницы находится в Вики. Текст доступен по официальной лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. infor24.ru является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation). Сайт infor24.ru является неофициальным сайтом.

E-mail: admin@infor24.ru