Ретийская железная дорога (нем. Rhätische Bahn, сокращённо — RhB; итал. Ferrovia Retica, рет. Viafier retica) — сеть узкоколейных (1000 мм) железных дорог в Швейцарии, являющаяся крупнейшей акционерной железной дорогой в этой стране. Большая часть сети железных дорог компании пролегает в пределах кантона Граубюнден.
Сеть RhB является крупным перевозчиком в пределах крупного туристического района Санкт-Мориц — Давос с выходом к итальянской границе. Часть железной дороги, линии RhB Альбула и Бернина (в том числе, часть дороги, проходящая по территории Италии до Тирано), являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО[1].
В 2009 году по причине ветхости сводов тоннеля в Альбуле, являющейся составной частью исторической линии, было решено полностью реконструировать тоннель к 2011 году.
Сеть
Схема линий Ретийской железной дороги
Ретийская железная дорога на карте
Линия Ландкварт — Давос
Ландкварт является отправной точкой Ретийской железной дороги, основным депо компании, и нулевым километром основной сети компании. Линия Ландкварт — Давос — старейшая в сети. После ухода из Ландкварта линия следует за рекой Ландкварт вверх, до Клостерс, пересекая реку несколько раз по пути. Сразу за Клостерс есть два туннеля. Однин из них — линия Vereina. С другой стороны, круговой туннель Клостерс. Линия в Давос, поднимается, петляя по склону горы до Давос-Laret. Самая высокая точка на линии — следующая остановка, Давос Вольфганг. Потом линия ведет вниз и вдоль озера Давос в Давос-Дорф, и кончается в Давосе.
Линия Давос — Флиссур
Соединительная линия от Давоса до линии Альбула в Филизуре проходит через дикие ущелья, и технически очень интересна не только из-за его знаменитого виадука Визен. Линия Давос — Филизур 19 км в длину, проходит через 14 тоннелей общей длинной 4200 м и пересекает 28 мостов.
Линия Ландскварт — Кур — Тузис
Идёт по долине Рейна, более или менее параллельно с линией Швейцарских федеральных железных дорог Сарганс — Ландкварт — Кур до Кура. Линия до Тузиса следует вдоль Рейна к Бонадуцу. Оттуда попадает в долину Domleschg и следует вдоль Хинтеррейна до Тузиса.
Железная дорога Альбула
|
|
|
Из Кура
|
|
41,26
|
Тузис
|
697 м
|
|
|
|
|
|
Хинтеррайн (228 m)
|
|
43,08
|
Sils im Domleschg
|
735 м
|
|
|
Campell (32 m)
|
|
|
Campi (218 m)
|
|
|
Runplanas (502 m)
|
|
|
Cugnieler (39 m)
|
|
|
Versasca (694 m)
|
|
|
Pflanzgarten I (39 m)
|
|
|
Pflanzgarten II (98 m)
|
|
|
Passmal (420 m)
|
|
|
Lochtobel (102 m)
|
|
|
Solis (986 m)
|
|
49,33
|
Solis
|
851 м
|
|
|
Solis Viaduct (164 m)
|
|
|
Alvaschein (609 m)
|
|
|
Nisellas (274 m)
|
|
|
Salons (60 m)
|
|
|
Mistail (300 m)
|
|
53,95
|
Тифенкастель
|
884 м
|
|
|
Тифенкастель(26 m)
|
|
58,13
|
Surava
|
939 м
|
|
60,78
|
Alvaneu
|
999 м
|
|
|
виадук Шмиттентобель (137 m)
|
|
|
Zalaint (27 m)
|
|
|
виадук Ландвассер (136 m)
|
|
|
Ландвассер(216 m)
|
|
|
из Давоса
|
|
64,36
|
Филизур
|
1080 м
|
|
|
|
|
|
Greifenstein (698 m)
|
|
|
Schlossberg (56 m)
|
|
|
Faleinerweg (36 m)
|
|
|
Ruegna (21 m)
|
|
|
Kleiner Cruschetta (74 m)
|
|
|
Grosser Cruschetta (417 m)
|
|
|
Surmin (224 m)
|
|
|
Bellaluna (28 m)
|
|
|
Stulsertobel I (84 m)
|
|
|
Stulsertobel II (103 m)
|
|
70,19
|
Stugl/Stuls
|
1277 м
|
|
|
Streda (74 m)
|
|
|
Bergünerstein (409 m)
|
|
|
Glatscheras (334 m)
|
|
73,14
|
Бергюн
|
1372 м
|
|
|
God (487 m)
|
|
|
Plaz (262 m)
|
|
|
Val Tisch (102 m)
|
|
|
Prasegras (34 m)
|
|
|
Chanalletta-Galerie (117 m)
|
|
79,30
|
Muot
|
1575 м
|
|
|
Fuegna (53 m)
|
|
|
Albulaviadukt I (60 m)
|
|
|
Rugnux (662 m)
|
|
|
Rugnux-Galerie (30 m)
|
|
|
Rugnux-Viadukt (74 m)
|
|
|
Ava da Rots Bogenbrücke (17 m)
|
|
|
Albulaviadukt II (96 m)
|
|
|
Toua (677 m)
|
|
|
Albulaviadukt III (138 m)
|
|
|
Maliera-Galerie (220 m)
|
|
|
Albulaviadukt IV (44 m)
|
|
|
Zuondra (535 m)
|
|
|
|
|
85,71
|
Преда
|
1789 м
|
|
|
Альбула тоннель (5865 m)
|
|
91,80
|
Spinas
|
1815 м
|
|
|
Энгадинская ж/д изТараспа
|
|
95,60
|
Бевер
|
1710 м
|
|
97,71
|
Самедан
|
1705 м
|
|
|
Энгадинская ж/д на Понтрезинау
|
|
100,32
|
Селерина
|
1730 м
|
|
|
Charnadüra I (449 m)
|
|
|
Argentieri (114 m)
|
|
|
Бернинская железная дорога из Тирано
|
|
102,93
|
Санкт-Мориц
|
1775 м
|
|
|
Эта линия начинается в Тузисе. Она идёт через Тифенкастель (851 м), реку Albula и пересекает Виадук Ландвассер до прибытия в Филизур (1032 м). Вскоре после Филизура линия проходит свой первый спиральный туннель, и прибывает в Бергюн (1373 м). Между Бергюном и Preda (1789 м), на конце долины, линия преодолевает разницу в высоте около 400 метров при горизонтальном расстоянии 5 километров, без использования зубчатой передачи, но с многими спиралями. Потом линия входит в тоннель Albula под перевалом Альбула. Он выходит в Валь Bever, где линия достигает Бевера (1,708 м) в Энгадине. Линия продолжает к Самедану (1,721 м) и прибывает в Санкт-Мориц (1,775 м).
Линия Райхенау-Таминс — Дизентис
Линия связывает остальную сеть с Железной дорогой Маттерхорн — Готтард. Она ответвляется от линии на Тузис после общего моста через Рейн. В отличие от сопровождающей автодороги, которая поднимается около 500 метров в направлении Флимса и Лакс, железная дорога идёт по узкому «ущелью Ruinaulta».
Энгадинская железная дорога
|
|
|
Бернинская ж/д из Тирано
|
|
103,000
|
Понтрезина
|
1774 m
|
|
|
Бернинская ж/д
|
|
|
на Санкт-Мориц
|
|
100,714
|
Flazbach
|
|
100,537
|
Punt Muragl
|
1728 m
|
|
98,046
|
Инн
|
|
|
Ж/д Альбула
|
|
|
из Санкт-Морица
|
|
97,707
|
Самедан
|
1705 m
|
|
95,60[2]
|
Бевер
|
1710 m
|
|
|
Ж/д Альбула
|
|
|
на Тузис
|
|
99,99
|
Ла-Пунт-Чамуэшч
|
1696 m
|
|
101,48
|
Мадулайн
|
1697 m
|
|
103,80
|
Цуоц
|
1692 m
|
|
106,00
|
С-чанф
|
1669 m
|
|
107,41
|
С-чанф Марафон
|
1668 m
|
|
|
Виадук Val Susauna
|
|
110,28
|
Cinuos-chel-Brail
|
1628 m
|
|
|
Инн-Виадук
|
|
|
Виадук Val Mela
|
|
|
Туннель Brail I (895 m)
|
|
|
Виадук Val Verda
|
|
|
Туннель Brail II (308 m)
|
|
|
Виадук Val S-chüra
|
|
115,18
|
Каролина
|
1568 m
|
|
|
Виадук Tantermozza
|
|
|
Туннель Raschisch (185 m)
|
|
|
Туннель Röven (94 m)
|
|
|
|
|
120,36
|
Цернец
|
1470 m
|
|
|
Проектируемая дорога
|
|
|
в Южный Тироль
|
|
|
Инн
|
|
|
Туннель Praschitsch (66 m)
|
|
|
Туннель Sparsa (172 m)
|
|
|
Туннель Crastatscha (315 m)
|
|
|
Виадук Val Susasca
|
|
126,83
|
Суш
|
1434 m
|
|
|
Туннель Valauta(128 m)
|
|
127,80
|
Туннель Sasslatsch II
|
|
|
в туннель Vereina
|
1432 m
|
|
|
на Клостерс
|
|
|
Туннель Sasslatsch I (232 m)
|
|
|
Виадук Val Sagliains
|
|
|
туннель Vereina
|
|
|
на Клостерс
|
|
128,67
|
Sagliains
|
1431 m
|
|
130,10
|
Лавин
|
1431 m
|
|
|
Туннель Gonda (396 m)
|
|
|
Виадук Tuoi
|
|
133,28
|
Гуарда
|
1431 m
|
|
|
Туннель Giarsun (172 m)
|
|
|
Туннель Magnacun(1.909 m)
|
|
|
Виадук Val Prauost
|
|
137,38
|
Ардец
|
1431 m
|
|
|
Туннель Craista(514 m)
|
|
|
Туннель Tars (103 m)
|
|
|
Виадук Val Tasna
|
|
|
Туннель Tasna (2.350 m)
|
|
|
Виадук Val Püzza
|
|
|
Туннель Baraigla (52 m)
|
|
142,67
|
Фтан
|
1335 m
|
|
|
Виадук Fora da Dabladé
|
|
|
Виадук Lumes
|
|
|
Виадук Val Corgnanca
|
|
|
Виадук Nairs
|
|
145,01
|
Скуоль-Тарасп
|
1286 m
|
|
Соединяет линии Альбула и Бернина с населёнными пунктами Нижниго Энгадина. На перегоне Самедан — Бевер делит путь с линией Альбула. На станции Sagliains соединяется с линией Vereina.
Бернинская железная дорога
|
|
0.000 km
|
Санкт-Мориц
|
1775 м
|
|
|
Железнодорожная линия Альбула к Тузису
|
|
|
Виадук через Инн 64 m
|
|
|
Charnadüra II 689 m
|
|
2.028 km
|
Celerina Staz
|
1716 м
|
|
3.509 km
|
Punt Muragl Staz
|
1728,2 м
|
|
|
Энгадинская ж/д из Самедана
|
|
5.788 km
|
Понтрезина
|
1774 м
|
|
7.257 km
|
Surovas
|
1822 м
|
|
12.165 km
|
Мортерач
|
1896 м
|
|
|
Кривая Монтебло
|
|
15.716 km
|
Bernina Suot
|
2046 м
|
|
16.800 km
|
Bernina Diavolezza
|
2082 м
|
|
17.866 km
|
Bernina Lagalb
|
2099 м
|
|
|
Нижний Бернинабахский мост 37 m
|
|
|
Верхний Бернинабахский мост 31 m
|
|
|
Profile error +357 m (Alp Bondo track laying)
|
|
|
Галерея Arlas 175 m
|
|
22.324 km
|
Оспицио Бернина
|
2253 м
|
|
|
Галерея Scala 140 m
|
|
|
Profile error −216 m (Scala track laying)
|
|
|
Галерея Sassal Mason I 16 m
|
|
|
Scala 192 m
|
|
|
Галерея Sassal Mason II 348 m
|
|
|
Drago 54 m
|
|
|
Галерея Sassal Mason III 20 m
|
|
|
Галерея Grüm 264 m
|
|
27.086 km
|
Alp Grüm
|
2091 м
|
|
|
Верхняя галерея Palù 239 m
|
|
|
Palü 254 m
|
|
|
Нижняя галерея Palü 347 m
|
|
|
Stablini 289 m, вкл галереи 334 m
|
|
29.505 km
|
Stablini Разъезд
|
1934 м
|
|
|
Верхняя галерея Pila 213 m
|
|
|
Val Pila 227 m
|
|
|
Нижняя галерея Pila125 m
|
|
|
Виадук Pila 88 m
|
|
33.074 km
|
Cavaglia
|
1692 м
|
|
|
Puntalto 46 m, вкл галереи 56 m
|
|
|
Val Varuna I 149 m
|
|
38.179 km
|
Cadera
|
1383 м
|
|
|
Val Varuna II 147 m
|
|
|
бывший тоннель Cavagliasco I(32 m, закрыт 1968)
|
|
|
Balbalera 122 m
|
|
|
Cavagliasco 20 m
|
|
42.020 km
|
Privilasco
|
1119 м
|
|
43.618 km
|
Поскьяво
|
1014 м
|
|
|
Депо
|
|
45.300 km
|
Li Curt
|
998 м
|
|
47.066 km
|
Le Prese (incrocio) Разъезд
|
973 м
|
|
47.957 km
|
Le Prese
|
965 м
|
|
50.786 km
|
Miralago
|
965 м
|
|
53.875 km
|
Брусио
|
780 м
|
|
|
|
|
|
Спиральный виадук в Брусио 116 m
|
|
|
|
|
56.162 km
|
Campascio
|
637 м
|
|
57.336 km
|
Грузовой двор
|
|
57.649 km
|
Campocologno
|
553 м
|
|
58.14x km
|
Государственная граница Швейцария-Италия
|
530 м
|
|
60.688 km
|
Тирано
|
429 м
|
|
|
Соеденение с железной дорогой Тирано-Лекко
|
|
Соединяет города Санкт-Мориц в кантоне Граубюнден, Швейцария и Тирано, в провинции Сондрио, Италия, через перевал Бернина.
Преодолевая высоту 2256 метров над уровнем моря, это самый высокий железнодорожный перевал в Европе и третья по высоте железная дорога в Швейцарии.
Линия Кур — Ароза
Линия и туннель Vereina
Инфраструктура дороги
Сеть железных дорог RhB создана в конце XIX — начале XX века (начиная с участка Ландкварт — Давос, 1888 год). Сеть имеет колею 1000 мм, и несколько различных систем электрификации, а также один участок длиной 12 км, отделенный от общей сети. Вся сеть полностью электрифицирована.
- 323 км дороги электрифицированы переменным током с напряжением 11 кВ частотой 16,7 Гц.
- Бернинская железная дорога — участок длиной 61 км, электрифицирован постоянным током с напряжением 1000 В.
Сеть RhB располагает 84 тоннелями (самый протяженный из которых Vereina tunnel, длиной 19,042 км) и 383 мостами. Максимальный уклон на сети составляет 4 %, кроме участка Бернинской железной дороги, где он составляет 7 %.
Движение поездов RhB на 2008 год осуществляется по следующим маршрутам:
- Региональный экспресс RE1 — Chur — St. Moritz
- Региональный экспресс RE2 — Landquart — Davos
- Региональный экспресс RE3 — Disentis/Muster — Chur — Landquart — Scuol-Tarasp
- Региональный поезд R4 — Chur — Arosa
- Региональный поезд R5 — St. Moritz — Tirano (Италия), проходит через перевал Бернина
- Региональный поезд R6 — Davos Platz — Filisur
- Региональный поезд R7 — Pontresina — Sagliains — Scuol-Tarasp
- Региональный поезд R8 — Schiers — Landquart — Chur — Rhäzüns
- Региональный поезд R9 — Chur — Thusis
Работающие вне часов-пик:
- Региональный поезд R11 — Chur — St. Moritz
- Региональный поезд R21 — Landquart — Davos
- Региональный поезд R31 — Disentis — Landquart
Движение также осуществляется на участках:
- Vereina Tunnel (в том числе, перевозка автомобилей на платформах)
- Albula Tunnel
Ежегодный объём перевозок составляет:
- Пассажирооборот — 300 млн пасс-км
- Грузооборот — 54 млн т-км
- 80 % доходов поступает от перевозок туристов, хотя 40 % всех пассажиров является местными жителями.
- 51 % акций сети RhB принадлежит властям кантона Граубюнден, 43 % — федеральным властям Швейцарии, ещё 6 % принадлежат частным акционерам[3].
- По данным на 2008 год, на дороге работало 1348 человек[4].
См. также
Примечания
Литература
- Achim Walder (Hrsg.): Graubünden entdecken mit Rhätischer Bahn und PostAuto. Walder-Verlag, 2005, ISBN 3-936575-26-6
- Wolfgang Finke, Hans Schweers: Die Fahrzeuge der Rhätischen Bahn. Band 1 Reisezugwagen 1889—1996. Verlag Schweers+Wall, Aachen (heute Köln) 1996, ISBN 3-89494-103-0 (vergriffen)
- Wolfgang Finke, Hans Schweers: Die Fahrzeuge der Rhätischen Bahn. Band 2 Güterwagen 1889—1997. Verlag Schweers+Wall, Aachen (heute Köln) 1998 ISBN 3-89494-104-9
- Wolfgang Finke, Hans Schweers: Die Fahrzeuge der Rhätischen Bahn. Band 3 Lokomotiven, Triebwagen, Traktoren 1889—1998. Verlag Schweers+Wall, Aachen (heute Köln) 1998, ISBN 3-89494-105-7
- Wolfgang Finke, Hans Schweers: Die Fahrzeuge der Rhätischen Bahn. Band 4 Dienstfahrzeuge, Ergänzungen zu Bänden 1-3 1889—2000. Verlag Schweers+Wall, Aachen (heute Köln), ISBN 3-89494-115-4
- Eisenbahn Journal, Die RhB, specials Teile 1-4, 1995—2000, Hermann Merker Verlag GmbH Fürstenfeldbruck, ISBN 3-89610-038-6.
- Hans Domenig: Vom Tingelzüglein zur Hochgebirgsbahn, in: Terra Grischuna, 59. Jahrgang, Heft 1, Terra Grischuna Verlag, Chur 2000, ISSN 1011-5196.
- Hans Hofmann: Chur-Arosa, vom Bau und Betrieb der Bahn, 2. Auflage, Calanda Verlag H. Hofmann, Chur 1989/93, ISBN 3-905260-11-5
- Katharina Hess, Paul Emanuel Müller: Über der wilden Plessur, in: Terra Grischuna, 48. Jahrgang, Heft 1, Terra Grischuna Verlag, Chur 1990, ISSN 1011-5196
- Fritz Maron: Chur-Arosa-Bahn, in: Vom Bergbauerndorf zum Weltkurort Arosa, S. 108—134, Verlag F. Schuler, Chur 1934
- A. Jenny: Arosa und die Chur-Arosa-Bahn, Orell Füsslis Wanderbilder Nr. 372—374 (o.J.)
- Hartmann: Die Chur-Arosa-Bahn, in: Heimatschutz, Jahrgang X, 1915
- H. Hiltbrunner: Graubünden: Die Chur-Arosa-Bahn und der Kurort Arosa (Separatabzug), Verlag Sadag, Genf o.J. (um 1915)
Ссылки