Смарт-1 | |
SMART-1 | |
![]() | |
Заказчик |
![]() |
---|---|
Оператор | Европейское космическое агентство |
Задачи | отработка новых двигателей, исследование Луны |
Спутник | Луны |
Запуск | 27 сентября 2003 23:14 UTC |
Ракета-носитель | Ариан-5 |
Стартовая площадка |
![]() |
Сход с орбиты | 3 сентября 2006 |
NSSDC ID | 2003-043C |
SCN | 27949 |
Технические характеристики | |
Масса | 305 кг |
Срок активного существования | 3 года |
Элементы орбиты | |
Эксцентриситет | 0,776 |
Наклонение | 81,08° |
Период обращения | 5,385 дней |
Апоцентр | 53215 км |
Перицентр | 6700 км |
Сайт проекта | |
![]() |
«Смарт-1» (SMART-1) — первая автоматическая станция Европейского космического агентства для исследования Луны. Аппарат создан по заказу ЕКА Шведской космической корпорацией при участии почти 30 субподрядчиков из 11 европейских стран и США. Общая стоимость проекта составила 110 млн. евро.
SMART-1 — первый аппарат в программе «Small Missions for Advanced Research in Technology» — создавался прежде всего как экспериментальная АМС для отработки перспективных технологий и в первую очередь — электрореактивной двигательной установки для будущих миссий к Меркурию и Солнцу. Испытания новых технологий удачно совмещаются с решением научных задач — исследованием Луны. Ранее аналогичные научно-экспериментальные АМС уже запускались НАСА и JAXA: Deep Space 1 и Хаябуса соответственно.
Главной изюминкой АМС является солнечная электрическая ДУ PPS-1350-G, изготовленная компанией Snecma Moteurs при сотрудничестве с ОКБ «Факел». В её состав входят холловский электростатический двигатель, созданный на основе двигателя СПД-100 производства ОКБ «Факел» (стационарный плазменный двигатель — в соответствии с классификацией, принятой в России), система подачи и распределения электропитания и запас рабочего тела (ксенона) — 82 кг. Ускорение ионов происходит за счёт эффекта Холла. Двигатель с кольцеобразной керамической камерой внешним диаметром 100 мм и внутренним 56 мм развивает тягу до 70 мН (7 гс) при удельном импульсе 16400 м/с. Рабочее напряжение двигателя — 350 В, ток — 3,8 А, потребляемая мощность — 1350 Вт, расход рабочего тела — 4,2 мг/с, КПД — 51 %. Двигатель оснащён двухстепенным механизмом поворота, позволяющим сохранять правильное направление вектора тяги по мере израсходования рабочего тела. (См. также Плазменный ракетный двигатель, Ионный двигатель)
Среди других технологических экспериментов стоит упомянуть аппаратуру KaTE (X/Ka-band Telemetry and Telecommand Experiment) для высокоскоростной связи и управления в диапазонах X (7/8 ГГц) и Ka (32/34 ГГц), бортовое ПО автономной навигации OBAN (On_Board Autonomous Navigation) для определения положения КА в космосе, литий-ионную модульную бортовую аккумуляторную батарею и эксперимент с лазерной связью.