Вячеслав Семёнович Стёпин | |||
![]() | |||
Дата рождения | 19 августа 1934 (84 года) | ||
---|---|---|---|
Место рождения | |||
Страна | |||
Учёная степень | доктор философских наук | ||
Учёное звание |
профессор; член-корреспондент АН СССР; академик РАН |
||
Альма-матер | |||
Язык(и) произведений | русский | ||
Направление | эпистемология, философия культуры | ||
Основные интересы | философия науки, культурология | ||
Значительные идеи | концепция структуры и генезиса научной теории; операция построения теории; система универсалий культуры | ||
Оказавшие влияние | Г. П. Щедровицкий | ||
Премии |
![]() |
||
Награды |
|
Вячесла́в Семёнович Стёпин (род. 19 августа 1934, пос. Навля, Брянская область) — советский и российский философ и организатор науки. Доктор философских наук, профессор, академик РАН.
Окончил отделение философии исторического факультета Белорусского государственного университета им. В. И. Ленина (1956) и аспирантуру по кафедре философии БГУ (1959). Кандидат философских наук (диссертация «Общеметодологические проблемы научного познания и современный позитивизм»). В конце 1960-х годов — активный участник семинаров Московского методологического кружка, в 1960—1970-х годах — соорганизатор и лидер методологических семинаров в Минске[1].
Доктор философских наук (1976, диссертация «Проблема структуры и генезиса физической теории»), профессор (1979), заведующий кафедрой философии БГУ (1981—1987), директор Института истории естествознания и техники АН СССР (1987—1988), член-корреспондент АН СССР с 23 декабря 1987 года по Отделению философии и права (философские вопросы естествознания), директор Института философии АН СССР (РАН) (1988—2006), академик РАН с 31 марта 1994 года. Иностранный член Национальной академии наук Беларуси (1995), почётный академик Международной академии науки, образования и технологического трансфера (ФРГ, 1992)[источник не указан 3064 дня], заведующий кафедрой философской антропологии философского факультета МГУ. С 2006 года — научный руководитель, главный научный сотрудник Института философии. Член экспертной комиссии РСОШ по обществознанию. Входил в состав ВАК РФ (2012—2016).
Президент Российского философского общества.
Специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры. В 1960—1980-х годах критиковал позитивизм, пост- и неопозитивизм. При этом избегал в своих статьях и книгах отсылок к классикам марксизма и материалам съездов КПСС, в отличие от многих советских философов, которые называли Стёпина «скрытым позитивистом» и считали маргиналом[4]. В 1970—1980-х годах разработал концепцию структуры и генезиса научной теории, открыл и описал операцию построения теории (конструктивного введения теоретических объектов). В рамках этой концепции Стёпиным была раскрыта структура оснований науки, показана их взаимосвязь с теориями и опытом. Обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации отдельных из них, и становящихся реальной историей науки. Разработал концепцию типов научной рациональности (классический, неклассический, постнеклассический), каждый из которых характеризуется собственным типом рефлексии над наукой и системой идеалов и подходов. Исследовал функции мировоззренческих универсалий культуры, проанализировал соотношение универсалий культуры и философских категорий. Универсалии (категории) культуры функционируют:
Система универсалий культуры служит своего рода генетическим кодом каждого вида и типа цивилизации. Стёпин разработал концепцию типов цивилизационного развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универсалий культуры, исследовав изменения этих смыслов в ходе исторического развития.