Счётная палата Российской Федерации — большая энциклопедия. Что такое Счётная палата Российской Федерации

Счётная палата Российской Федерации


Материал из свободной энциклопедии
Счётная палата Российской Федерации
Flag of Accounts Chamber.png
ВЕДОМСТВО - panoramio.jpg
Общая информация
Страна
Сайт ach.gov.ru
Commons-logo.svg Аудио, фото, видео на Викискладе
Флаг Счётной палаты Российской Федерации
Финансовый контроль
Business-commerce.svg
Контроль
Виды финансового контроля

Государственный контроль
Внутренний контроль
Аудит

Методы финансового контроля

Документальная ревизия
Инвентаризация
Контрольный обмер

Направления финансового контроля

Основные средства
Касса
Финансовые вложения
Расчёты
Хозяйственные договоры
Внешнеэкономич. деятельность
Прибыль

Финансовый контроль по отраслям

Розничная торговля
Строительство
Автотранспорт
Бюджетная сфера
Банки

Ревизия и уголовный процесс
Бухгалтерский учёт
Здание Счётной палаты Российской Федерации, июль 2013 года

Счётная палата Российской Федерации — высший федеральный постоянно действующий орган внешнего государственного контроля (аудита) Российской Федерации.

Действует на основе соответствующего Федерального закона Российской Федерации[1], который содержит общие положения о данной структуре, её составе и структуре, описывает содержание деятельности, полномочия, обеспечение, а также организацию её работы.

История

Прототипом Счётной палаты Российской Федерации была Камер-коллегия, созданная при Петре I. Учреждена она была в 1718 году для заведования казёнными сборами и некоторыми отраслями государственного хозяйства. До этого времени в казне российских царей был полнейший беспорядок. Идеологом и создателем счётной палаты был Пётр Аксёнов. Он первый в 1719 году вёл в Камер-коллегии ведомость прихода и расхода денежной казны в государстве и подавал Государю каждую неделю ведомости о движении сумм по донесениям, поступавшим в коллегию. Сверх того, Пётр Аксёнов составил формы ведения отчётности по Камер-коллегии. Назначенный комиссаром особой отчётной конторы, он обучил присланных для узнания порядка отчётности из всех мест канцелярских служителей. В 1725 году Сенат определил Петра Аксёнова камериром, а в 1731 году секретарём.

С 1811 по 1918 год существовала должность государственного контролёра. В январе 1918 года эта должность была упразднена; вместо неё была создана Центральная контрольная коллегия; вместо губернских контрольных палат — губернские учётно-контрольные коллегии.

В июле 1918 года Центральная контрольная коллегия была преобразована в Народный комиссариат государственного контроля РСФСР. В 1920 году комиссариат был реорганизован в Рабоче-крестьянскую инспекцию в центре и местные рабоче-крестьянские инспекции на местах, на Дальнем Востоке государственный контроль осуществляли Центральный народный государственный контроль, во главе с народным государственным контролёром, в центре и местные народные государственные контроли и отряды народного государственного контроля (во главе с начальниками отрядов) на местах. В 1934 году Рабоче-крестьянская инспекция была упразднена; её функции были переданы уполномоченному Комиссии советского контроля СССР (КСК) по РСФСР на государственном уровне, уполномоченным КСК СССР в областях, районах и городах на местном уровне. В 1940 году был воссоздан Народный комиссариат государственного контроля; функции местных уполномоченных КСК СССР перешли главным контролёрам на местах.

В 1957 году Министерство государственного контроля было преобразовано в Комиссию советского контроля Совета министров РСФСР, в 1961 году она в свою очередь была переименована в Комиссию государственного контроля Совета министров РСФСР, функции главных контролёров перешли к группам государственного контроля Комиссии государственного контроля Совета министров РСФСР. В 1962 году Комиссия государственного контроля Совета министров РСФСР была преобразована в Комитет партийно-государственного контроля бюро ЦК КПСС и Совета министров РСФСР; областные, районные и городские группы государственного контроля КГК СМ РСФСР — в областные, районные и городские комитеты партийно-государственного контроля. В 1966 году был преобразован в Комитет народного контроля РСФСР; областные, районные и сельские комитеты партийно-государственного контроля — в областные, районные и сельские комитеты народного контроля соответственно.

В 1991 году была учреждена должность Главного государственного инспектора РСФСР, а в 2000-х годах возникла должность главного федерального инспектора в субъектах Российской Федерации. 10 октября 1991 года Законом РСФСР «О бюджетном регулировании и бюджетном процессе в РСФСР» создана Контрольно-счётная палата РСФСР, однако уже 7 февраля 1992 года она была реорганизована в Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете РСФСР. Счётная палата Российской Федерации создана на основании Конституции Российской Федерации 1993 года, и с того же момента началось создание областных контрольно-счётных палат в областях, с 1997 года в городах, с 2006 года в районах.

Статус и правовые основы деятельности

Статус и основные правовые основы деятельности Счётной палаты Российской Федерации определяется:

  1. Конституцией Российской Федерации[2]:
    • статья 101, п. 5, гласящий, что Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату, чтобы осуществлять контроль того, как исполняется федеральный бюджет, при этом состав и порядок деятельности Счётной палаты определяется ФЗ от 05.04.2013 № 41-ФЗ (см. ниже)
    • статья 102, п. 1, и), гласящая, что Совет Федерации назначает заместителя Председателя Счётной палаты и одну половину состава аудиторов Счётной палаты
    • статья 103, п. 1, д), гласящая, что Государственная Дума, во-первых, назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счётной палаты, а, во-вторых, назначает вторую половину её аудиторов.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О Счетной палате Российской Федерации»[1], согласно которому, прежде всего, Счётная палата Российской Федерации — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему.
  3. Бюджетным кодексом Российской Федерации[3]:
    • статья 145, п. 5
    • статья 145, п. 12
    • статья 157, п. 1
    • статья 157, п. 4
    • статья 164
    • статья 166, п. 2, п. 4
    • статья 167.1
    • статья 195
    • статья 201
    • статья 213, п. 2
    • статья 231, п. 2
    • статья 264.4 и 264.9
    • статья 265—270
    • статья 265, п. 2

В своей деятельности Счётная палата Российской Федерации руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата Российской Федерации обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти. Наделена правовым статусом юридического лица.

Аудиторы имеют статус федеральных министров.

Структура и порядок формирования

Счётная палата Российской Федерации состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой Российской Федерации, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.

Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты Российской Федерации, распределение обязанностей между аудиторами[1] Счётной палаты Российской Федерации, функции[2] и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты Российской Федерации, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты Российской Федерации, утверждаемым её Коллегией.

Полномочия

Счётная палата Российской Федерации осуществляет оперативный контроль:

  • за исполнением федерального бюджета,
  • за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга,
  • за использованием кредитных ресурсов,
  • за внебюджетными фондами,
  • за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью,
  • за банковской системой (включая Банк России),
  • проводит ревизии и проверки,
  • проводит экспертизу и даёт заключения,
  • информирует палаты Федерального Собрания.

При осуществлении своих функций Счётная палата Российской Федерации обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

Состав Счётной палаты Российской Федерации

Счётная палата Российской Федерации состоит из Председателя, заместителя Председателя и 12 аудиторов, назначаемых сроком на 6 лет. Председатель и 6 аудиторов назначаются на должность Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, остальные 6 аудиторов и Заместитель Председателя[4] — Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Председатель Счётной палаты Российской Федерации

Заместитель Председателя Счётной палаты Российской федерации

Аудиторы Счётной палаты Российской Федерации

Руководитель аппарата Счётной палаты Российской Федерации

    • Заместитель руководителя аппарата — Шипилева Елена Михайловна (с октября 2013 года)

Председатели

Председатели Комиссии советского контроля Совета министров РСФСР

Председатели Комиссии государственного контроля Совета министров РСФСР

Председатели Комитета народного контроля РСФСР

Председатели Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете Российской Федерации — Контрольно-бюджетного комитета Российской Федерации

  • Полунина, Мария Семеновна (9 марта 1992 — 16 ноября 1992 — исполняющая обязанности; 16 ноября 1992 — 24 декабря 1993)
  • Черноморд, Петр Васильевич (24 декабря 1993 — 17 января 1995)

Председатели Счётной палаты Российской Федерации

Аппарат Счётной палаты Российской Федерации

Аппарат Счётной палаты Российской Федерации — орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, паспортно-визовое, финансовое, транспортное, материально-техническое, хозяйственное, жилищное, социально-бытовое, медицинское, санаторно-курортное, протокольное, культурное обеспечение деятельности Председателя Счётной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счётной палаты Российской федерации, аудиторов Счётной палаты Российской федерации, руководителя Аппарата Счётной палаты Российской Федерации и работников Аппарата Счётной палаты Российской Федерации. Действует на постоянной основе. Штатная численность гражданских служащих аппарата составил 1202[5].

  • Секретариат Председателя Счётной палаты Российской Федерации
  • Секретариат заместителя Председателя Счётной палаты Российской Федерации
  • Секретариаты аудиторов Счётной палаты Российской Федерации
    • Отдел по защите государственной тайны
    • Отдел по взаимодействию с органами государственной власти Российской Федерации
  • Департамент внешних связей
    • Отдел сотрудничества с зарубежными высшими органами государственного финансового контроля
    • Отдел сотрудничества с международными организациями высших органов государственного финансового контроля и ООН
    • Отдел по взаимодействию с контрольно-счётными органами
  • Департамент документационного обеспечения, планирования и контроля Счётной палаты Российской Федерации
    • Отдел обеспечения работы Коллегии
    • Отдел делопроизводства и Центрального архива Счётной палаты Российской федерации
    • Отдел контроля и электронного документооборота
    • Отдел по работе с обращениями граждан и обеспечению деятельности Общественной приёмной Счётной палаты Российской Федерации
    • Отдел планирования и организации контрольных мероприятий
    • Общий отдел
  • Департамент информатизации
    • Отдел развития и сопровождения информационных ресурсов, формирования баз данных
    • Отдел развития и сопровождения информационных технологий
    • Отдел эксплуатации сетевых ресурсов
    • Отдел информационно-технического взаимодействия с внешними информационными системами
  • Сводный департамент
  • Правовой департамент
    • Отдел мониторинга законодательства и аналитической работы
    • Отдел правового обеспечения деятельности
    • Отдел правового обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности
    • Отдел правового редактирования и лингвистической экспертизы
  • Департамент информации
  • Финансовый департамент
    • Финансово-экономический отдел
    • Отдел бухгалтерского учёта и отчётности
  • Департамент управления делами
    • Отдел организационного и конкурсного обеспечения
    • Отдел социально-бытового и транспортного обеспечения
    • Отдел материально-технического обеспечения
  • Департамент кадров и государственной службы
    • Отдел по работе с персоналом
    • Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений
    • Отдел переподготовки, повышения квалификации и правового обеспечения государственной гражданской службы
  • Департамент макроэкономического анализа и методологического обеспечения

См. также

Примечания

Ссылки


О сайте infor24.ru Наш сайт является неофициальным ресурсом, который несет людям знания. Он открыт и бесплатен для любого пользователя. Сайт infor24.ru - большая статейная библиотека со статьями на различные тематики для всех и каждого.

Основа этой страницы находится в Вики. Текст доступен по официальной лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. infor24.ru является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation). Сайт infor24.ru является неофициальным сайтом.

E-mail: admin@infor24.ru