Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. |
Автодорога | ||
Центральная кольцевая автомобильная дорога | ||
ЦКАД | ||
Страна |
![]() |
|
---|---|---|
Регион | Московская область, Москва | |
Статус | федеральная | |
Владелец | государственная | |
Управляется | Открытое акционерное общество «Центральная кольцевая автомобильная дорога» (ОАО «ЦКАД») | |
Длина | 525[1] | |
Через | Покровка, Солнечногорск, Икша, Софрино, Московское малое кольцо, Московское большое кольцо, участок М-11 | |
Дорожное покрытие | асфальтобетон | |
Дата открытия | 2025[2][3] | |
![]() |
Центральная кольцевая автомобильная дорога (сокращённо ЦКАД) — масштабный проект развития инфраструктуры Московской области. В связи с расширением границ Москвы в 2012 году часть ЦКАД пройдёт и по территории Новой Москвы.
Основное назначение ЦКАД — разгрузка федеральных дорог, МКАД путём перераспределения транзитного потока автотранспорта. Общая протяжённость ЦКАД составит 525 км.[4] На большей части пути ЦКАД пройдет в 400—800 м от Московского малого кольца, обходя населённые пункты. Лишь на 89-километровом участке от Киевского до Ленинградского шоссе строительство ЦКАД подразумевает полную реконструкцию существующей «Малой Бетонки» (5-й пусковой комплекс) — места для новой трассы не нашлось из-за плотной застройки и объектов Министерства Обороны.[5] Начало строительства было запланировано на 2011 год[6], затем перенесено на 2016 год[7]; предполагаемые сроки завершения строительства — 2022 год[8]. В связи со строительством скоростных дорог к чемпионату мира по футболу 2018 года сроки строительства ЦКАД ещё больше отодвинулись[9]. Однако 2 августа 2013 года было объявлено, что кольцо замкну́т уже в 2018 году с одновременным удорожанием общей стоимости проекта на 68 млрд р. (до 300 млрд р.)[1]
В ряде районов Московской области уже определена трасса дороги и производится выделение земель.
По заявлению главы госкомпании «Автодор» Сергея Кельбаха, проезд по новой автодороге будет платным.
Размер средневзвешенного тарифа при проезде по ЦКАД будет 2,32 р./км. Плата за проезд по ЦКАД будет варьироваться в зависимости от времени суток и вида транспорта.[10] Бесплатной альтернативой останется Московское малое кольцо.
По официальной информации, максимальная ширина трассы — 8 полос[11].
Новое кольцо будет иметь ширину до 3—4 полос в каждую сторону, между внешней и внутренней сторонами кольца будет сооружён разделительный барьер, дорога будет проходить в обход крупных населённых пунктов, при пересечении с федеральными и региональными трассами планируется сооружение многоуровневых транспортных развязок.
Губернатор Московской области Андрей Воробьёв поручил зарезервировать земельные участки вдоль строительства Центральной кольцевой автодороги для того, чтобы любой инвестор мог получить максимально широкий выбор. Власти Московской области планируют привлечь дополнительно столько же инвестиций при развитии инфраструктуры вокруг Центральной кольцевой автодороги, сколько будет стоить сама дорога — до 350 млрд р.[12]
Предположительно, постройка ЦКАД разгрузит МКАД, соединив районы области, тем самым распределив поток транзитного транспорта в обход Москвы.
ЦКАД будет использовать[источник не указан 373 дня] участок длиной 38,6 км новой магистрали Москва — Санкт-Петербург.
Приобретение земли у нынешних владельцев для постройки дороги и создание новой инфраструктуры потребует значительного расхода Федерального бюджета[14]. Властями для реализации проекта принято решение о финансировании по схеме «государство + частный капитал»[15]. Для привлечения необходимой суммы инвестиций будет введена плата за проезд[16]. Участвующие инвесторы получат дивиденды[17].
По мнению экологической организации Гринпис, реализация проекта ЦКАД приведет к кардинальному изменению экологии региона[18].
Согласно данным социологического опроса, проведённого в 2012 году, 52 % опрошенных выступают против развития сети платных дорог[19].
Стоимость строительства ЦКАД оценивается в 300—350 млрд р.[20].
При строительстве возможны масштабные хищения средств в размере до 8,8 млрд р., выделенных на экологические исследования, проектно-изыскательские и геодезические работы по проектированию ЦКАД и связанные с этим проблемы с качеством проектной документации, основанной на исследованиях 20—40-летней давности[21]. Как следствие, возможно дальнейшее увеличение стоимости проекта[22].