Эту статью предлагается разделить на Электропоезда советских и российских железных дорог, Электропоезда метрополитенов России и стран бывшего СССР. |
.
В списке представлены электропоезда, когда либо эксплуатировавшиеся на советских, а позже российских железных дорогах нормальной колеи, то есть с шириной 1524/1520 мм, а также выпущенные советскими и российскими заводами на экспорт. В список также включены опытные электропоезда, проходившие испытания, но по ряду причин так и не введённые в эксплуатацию. В отдельном списке приведены узкоколейные электропоезда.
Первые электропоезда в Российской империи эксплуатировались на узкоколейных (1000 мм) подъездных путях города Лодзь (ныне находится на территории Польши), где обслуживали Лодзь—Эгержское (10,5 км) и Лодзь—Пибианское (15 км) направления. Моторные (№ 1—16) и прицепные (№ 101—120) электровагоны были построены в 1900 году Русско-Балтийским вагоностроительным заводом. Напряжение в контактной сети составляло 550 В[1]. Первым электропоездом на территории нынешней России стал сдвоенный аккумуляторный вагон, построенный в 1910 году Брянским машиностроительным заводом. Электропоезд сделал несколько опытных поездок на линии Санкт-Петербург—Царское Село, в ходе которых выявилось несовершенство его аккумуляторных батарей[2].
Первые проекты электрификации пригородных участков железных дорог также впервые предлагались ещё в Российской империи. Так ещё в 1913 году Министерство путей сообщения рассматривало проект электрификации направления Москва — Рублёво — Павловская Слобода — Воскресенск. Также выдвигались проекты электрификации участка Москва—Раменское (Московско-Казанская ж. д.), постройки лёгкой железной дороги Москва — Сергиев Посад, сооружения Крымской электрической дороги, электрификации Сурамского перевала и так далее, всего около 60 проектов. В связи с начавшимися военными событиями, работы по этим проектам были приостановлены[1]. Первый электропоезд на советских железных дорогах появился в 1920 году. Им стал аккумуляторный электропоезд системы И. И. Махонина, который представлял собой три переоборудованные автомотрисы постройки Мытищинского завода (были сняты дизельные двигатели и генераторы) с тремя специальными тендерами, на которых располагались аккумуляторы. Первым электрифицированным пригородным направлением в СССР стал участок Баку — Сабунчи — Сураханы, на котором 7 июля 1926 года началось регулярное движение электропоездов. На территории нынешней России первое пробное движение пригородных электропоездов было открыто 3 августа 1929 года на участке Москва—Мытищи, а с 1 октября началась их регулярная эксплуатация.
В нижеприведённых списках электропоезда разделены по роду тока: постоянного и переменного, а также многосистемные. В отдельные списки включены аккумуляторные электропоезда, электропоезда метрополитенов и электропоезда узкой колеи. В списках стоит отметить столбец Композиция, в котором М и П означают соответственно моторный и прицепной вагоны, а уточняющие индексы г и п — головной (то есть оборудованный кабиной управления) и промежуточный (например, Мп — моторный промежуточный, Пг — прицепной головной и так далее). Если в составе электропоезда имеются моторные вагоны с разным количеством обмоторенных осей, то вагон с наличием одновременно обмоторенных и бегунковых осей (например, вагон электропоезда ЭШ2 с осевой формулой 20−2) обозначается с дополнительной заглавной буквой П (напрмер, МПп — моторно-прицепной промежуточный). Уточнение (Л) означает, что в качестве вагона использована секция электровоза. В скобках заключена составность электросекций. Например, запись 2×(Мг+Пп) означает, что электропоезд состоит из двух электросекций, каждая из которых состоит из одного моторного головного и одного прицепного промежуточного электровагонов. Также можно отметить столбец Кол-во (Количество), в котором указано количество выпущенных электросекций или моторных вагонов, так как учёт моторвагонных поездов ведётся именно по ним. Однако в скобках указано и количество выпущенных полноценных поездов, то есть без учёта дополнительных электросекций. Стоит отметить, что по данному столбцу нельзя определить общий парк советских и российских электропоездов, так как учёт в таблице ведётся даже для серий, получаемых путём переделки других электропоездов.
Для полноты информации, в списках приведены все модификации, а для электропоездов ЭР2 и ЭР9П учтено и изменение головных вагонов. Электропоезда в списке упорядочены по годам выпуска, а трофейные и репарационные электропоезда — по году попадания на советские железные дороги.
Серия | Иллюстрация | Напряжение, В |
Композиция | Число мест | Электрическое торможение | Годы выпуска | Заводы | Кол-во |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Баку — Сураханинской ж. д. | ![]() |
1200 | (Мг+Пг) | н.д. | — | 1926 | МВЗ, «Динамо», Элин | 14 |
СВ | ![]() |
1500 | (Пг+Мп+Пг) | 299-321 | — | 1929—1934 | МВЗ, Виккерс, «Динамо» | 33 |
СД | ![]() |
1500 | (Пг+Мп+Пг) | 299-321 | — | 1932—1941 | МВЗ, «Динамо» | 232 |
М (с прицепными вагонами) | ![]() |
1200 | Мг+2Пп, Мг+3Пп | … | — | 1924, 1927[к 1] | Сименс-Шуккерт | 4 |
ЭМ165 | 750 | (Мг+Пп) | — | 1927—1930[к 2] | AEG, DMV, O&K, SSW | 21 | ||
ЭМ167 | 750, 1500 |
Мг+Пп | — | 1938—1944[к 3] | AEG, O&K Dessau, Wegmann, WEG, SSW | 34 | ||
СМ и СР | ![]() |
1500, 3000 |
(Пг+Мп+Пг) | 299-321 | — | 1947—1952 | РВЗ, «Динамо» | 343 СР, более 4 СМ |
и |
![]() |
3000 | (Пг+Мп+Пг) | 299-321 | — | 1952—1958 | РВЗ | 550 (351 СР3, 199 СМ3) |
СН | ![]() |
3000 | (Пг+Мп+Пп) | н.д. | — | 1954, 1955 | РВЗ, РЭЗ, «Динамо» | 2 |
РС | ![]() |
3000 | 5×(Пг+Мп) | 5×213 | Рекуперативно-реостатное | 1955—1957 | Перовский завод по ремонту ЭПС (переделка из Смв) | 5 (1) |
ЭР1 | ![]() |
3000 | (Пг+Мп)+3×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1050 | — | 1957—1962 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 1295 (259) |
ЭР6 (ЭР1/6)[к 4] | ![]() |
3000 | (Пг+Мп)+3×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1050 | Рекуперативно-реостатное (для ЭР6) | 1959 | РВЗ, РЭЗ, «Динамо» | 5 (1) |
ЭР10 | ![]() |
3000 | (Мг+Пп)+(Пп+Мг) | 972 | Рекуперативно-реостатное | 1960, 1961 | РВЗ, РВЗ, КВЗ | 12 (6) |
ЭР2 (№ 300—1027) | ![]() |
3000 | (Пг+Мп)+0…3×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1044—1050 | — | 1962—1974 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 3472 (529) |
ЭР22 | ![]() |
3000 | 2×((Мг+Пп)+(Пп+Мг)) | 988 | Рекуперативно-реостатное | 1964—1968 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 264 (66) |
ЭР23 | ![]() |
3000 | Пг[к 5] | — | — | 1967 | РВЗ | — |
ЭР22М | ![]() |
3000 | 2×((Мг+Пп)+(Пп+Мг)) | 968 | Рекуперативно-реостатное | 1972 | РВЗ, РЭЗ | 8 (2) |
ЭР2В | ![]() |
6000 | 2×(Пг+Мп), 2×(Пг+Мп)+2×(Пп+Мп) |
… | Рекуперативное | 1973—1975 | МЛРЗ (переоборудованы из ЭР2) | 12 (3) |
ЭР200 | 3000 | Пг+3…6×(Мп+МпТ)+Пг | 24 (Пг), 64 (Мп) | Реостатное | 1973, 1991 | РВЗ, РЭЗ | 11 (3) | |
ЭР2 (№ 1027—1348) | 3000 | (Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1044—1050 | — | 1974—1984 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 1660 (321) | |
ЭР22В | ![]() |
3000 | 2×((Мг+Пп)+(Пп+Мг)) | 968 | Рекуперативно-реостатное | 1975—1976 | РВЗ, РЭЗ | 8 (2) |
ЭР12 | ![]() |
3000 | (Пг+Мп)+0…3×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 614 | — | 1976, 1981 | РВЗ, РЭЗ, ТЭЗ им. М. И. Калинина | 10 (3) |
ЭР2Р | ![]() |
3000 | (Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1039 | Рекуперативно-реостатное | 1979—1987 | РВЗ, РЭЗ | 512 (89) |
ЭР2Т | ![]() |
3000 | (Пг+Мп)+0…5×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1039 | Рекуперативно-реостатное | 1987—2001 | РВЗ, РЭЗ | 1308 (163) |
ЭД2Т | 3000 | (Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1088 | Рекуперативно-реостатное | 1993—1999 | ДМЗ | (54) | |
ЭТ2 «Былина» | ![]() |
3000 | (Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 989 | Рекуперативно-реостатное | 1993—1998 | ТорВЗ, РЭЗ | 130 (26) |
ЭД4 | 3000 | (Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1088 | Рекуперативно-реостатное | 1996—1998 | ДМЗ, НЭВЗ | 50 (6) | |
ЭТ2Р | ![]() |
3000 | Пг[к 6] | 40 | — | 1997, 2001, 2002 | ТорВЗ, РЭЗ | — |
ЭТ2А | ![]() |
3000 | (Пг+Мп)+(Мп+Пг) | 969 | Рекуперативное | 1999 | ТорВЗ | 2 (1) |
ЭД4М (с номерами до 0500) |
3000 | 2×(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп) | 1088 | Рекуперативно-реостатное | 1998—2016 | ДМЗ, НЭВЗ | 2025 (425); :доп.: 55 Пг, 17 Мп и 69 Пп[к 7] | |
ЭД4М1 | ![]() |
3000 | (Пг+Мп)+3×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1088 | Рекуперативно-реостатное | 1998 | ДМЗ, РЭЗ | 15 (3) |
ЭД4МК | 3000 | (Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 789 | Рекуперативно-реостатное | 1999—2005, (2006[к 8]) | ДМЗ, НЭВЗ | 166 (38) | |
ЭТ2Л | ![]() |
3000 | (Пг+Мп)+(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | … | Рекуперативно-реостатное | 1999 | ТорВЗ | 3 (1) |
ЭТ2М | ![]() |
3000 | (Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 989 | Рекуперативно-реостатное | 1999—2010 | ТорВЗ, НЭВЗ | 530 (109) |
«Урал» (ВЛ10 с вагонами ЭД2) | ![]() |
3000 | Мг(Л)+5×Пп+Мг(Л) (проект)[к 9] | Рекуперативно-реостатное | 2000 | ДМЗ, НЭВЗ | 2 | |
ЭД6 | ![]() |
3000 | (Пг+Мп+Пп)+0..1×Пп+(Пп+Мп+Пг) | н.д. | Рекуперативное | 2000 | ДМЗ | 2 (1) |
ЭПЛ2Т | ![]() |
3000 | (Пг+Мп)+(Пп+Мп)+(Мп+Пп)+(Мп+Пг) | 1016 | Рекуперативно-реостатное | 2000—2002, 2004—2008 | Луганский тепловозостроительный завод | 145 (36) |
ЭД4Э | ![]() |
3000 | (Пг+Мп)+3×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1088 | Рекуперативно-реостатное | 2001, 2004 | ДМЗ | 6 (1) |
ЭР2М, ЭР2К, ЭМ1К, ЭМ2К, ЭМ2 (с кабиной ЭД4М) |
![]() |
3000 | (Пг+Мп)+3×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1044—1050 | — | 2001 | МЛРЗ (ЗАО «Спецремонт»)[к 10] (второй ЭМ1К переобозначен как ЭМ2К; позже ЭМ1К и ЭМ2К сменили обозначение на ЭМ2, а с 2007 на ЭР2К) | ЭР2М: 5 (1) ЭМ1К: 5 (1) ЭМ2К: 5 (1) ЭМ2: 16 (3) |
ЭМ2 (с угловатой кабиной ЭР2) |
![]() |
3000 | 2×(Пг+Мп)+2…4×(Пп+Мп) | 1044—1050 | — | 2001—2002 | МЛРЗ (ЗАО «Спецремонт»)[к 10] | (8) |
ЭР2К, ЭМ2 (с кабиной RRA) |
![]() |
3000 | 2×(Пг+Мп)+2…4×(Пп+Мп) | 1044—1050 | — | 2002—2003 | МЛРЗ (ЗАО «Спецремонт»)[к 10] | (11) |
ЭМ2, ЭМ2К (с кабиной ЭМ2И) |
![]() |
3000 | 2×(Пг+Мп)+2…4×(Пп+Мп) | 1044—1050 | — | 2002—2005 | МЛРЗ (ЗАО «Спецремонт»)[к 10] | (10) |
ЭМ2И | ![]() |
3000 | 2×(Пг+Мп)+2…4×(Пп+Мп) | 1044—1050 | — | 2002—2006 | МЛРЗ (ЗАО «Спецремонт»)[к 10] | 74 (16) |
ЭС2 | 3000 | 2×(Пг+Мп)+1…3×(Пп+Мп) | 1044—1050 | — | 2002—2009 | Депо Алтайская[к 10] (в 2009 году переименованы в ЭР2К) | (19) | |
ЭМ4 «Спутник» | ![]() |
3000 | 2×(Пг+Мп)+1…2×(Пп+Мп) | 1044 | — | 2003—2006 | МЛРЗ (ЗАО «Спецремонт»)[к 10] | 54 (15) |
ЭТ4Э | ![]() |
3000 | (Пг+Мп) | 2003 | ТорВЗ | 1 | ||
ЭТ2МРЛ | ![]() |
3000 | 2×(Пг+Мп)+2×(Пп+Мп) | … | Рекуперативно-реостатное | 2003 | ТорВЗ | 4 (1) |
ЭТ2МЛ | ![]() |
3000 | 2×(Пг+Мп)+1…2×(Пп+Мп) | … | Рекуперативно-реостатное | 2004, 2005 | ТорВЗ | 54 (7) |
ЭТ2ЭМ | ![]() |
3000 | 2×(Пг+Мп)+2…3×(Пп+Мп) | 989 | Рекуперативно-реостатное | 2005, 2006 | ТорВЗ | 15 (3) |
ЭД4МКу | ![]() |
3000 | 2×(Пг+Мп)+3×(Пп+Мп) | 416 | Рекуперативно-реостатное | 2005 | ДМЗ | 10 (2) |
ДТ1 (дизель-электропоезд) |
![]() |
3000 | Пг+Мп+Пп+Пг | 368 | — | 2005, 2009-2013 | ТВЗ | 13 (13) |
ЭД4МКМ | ![]() |
3000 | 2×(Пг+Мп)+3×(Пп+Мп) | 416 | Рекуперативно-реостатное | 2006 | ДМЗ | 5 (1) |
ЭС (ეს) | ![]() ![]() |
3000 | 2×(Пг+Мп)+1…2×Пп | — | 2006—2009 | ТЭВРЗ | (9) | |
ЭД4МКМ-АЭРО | ![]() |
3000 | 2×(Пг+Мп)+2×(Пп+Мп) | 294 | Рекуперативно-реостатное | 2007—2009 | ДМЗ | 56 (7) |
ЭВС1 «Сапсан» | ![]() |
3000 | (Мг+Пп+Пп)+(Мп+Пп)+(Пп+Мп)+(Пп+Пп+Мг) | 604 | Рекуперативное | 2009, 2014 | Siemens AG, Siemens Mobility | 48 (12) |
ВМК (ვმკ)/GRT | ![]() |
3000 | 2×(Пг+Мп) | — | 2010 | ТЭВРЗ | (6) | |
ЭТ4А | ![]() |
3000 | (Пг+Мп)+(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | ? | Рекуперативно-реостатное | 2011 | ТорВЗ | 3 (1) |
ЭД4М (№ 0500 и выше) | 3000 | 2×(Пг+Мп)+3×(Пп+Мп) | … | Рекуперативно-реостатное | 2011—2012, 2014—2015 | ДМЗ | 20 (4) | |
Stadler FLIRT (серии 1300 и 1400) |
3000 | Мг=Пп=Пп=Мг Мг=Пп=Мг |
… | Рекуперативное | 2012—2013 | Stadler | 18 | |
ЭС2Г «Ласточка» | ![]() |
3000 | Мг+3Пп+Мг | 386 или 346 |
Рекуперативное | с 2014 | Уральские локомотивы | 188 (94) |
ЭШ2 «Евразия» | ![]() |
3000 | Пг+Мп+2Пп+Мп+Пг Пг+Мп+МПп+Пг |
700 или 396 |
Рекуперативное | с 2014 | Stadler Rail AG | 44 (22) |
ЭГ2Тв «Иволга» | 3000 | Пг+3Мп+Пг Пг+Мп+Пп+Мп+Пг Пг+3Мп+Пп+Пг |
222 | Рекуперативно-реостатное | 2014, 2015, 2018 | ТВЗ | 5 (2) | |
ЭП2Д | ![]() |
3000 | (Пг+Мп)+0..3×(Пп+Мп)+0..1×Пп+(Мп+Пг) Пг+0..1×(Мп+Пп)+Мг |
… | Рекуперативно-реостатное | с 2015 | ДМЗ | 247 (50) |
ЭС2ГП «Ласточка» | ![]() |
3000 | Мг+3Пп+Мг | 349 | Рекуперативное | 2016, 2018 | Уральские локомотивы | 30 (15) |
ЭП2Тв | ![]() |
3000 | (Пг+Мп)+0..3×(Пп+Мп)+0..1×Пп+(Мп+Пг) | 3088 | Рекуперативно-реостатное | 2017 | ТВЗ | 0 (1 вагон макет) |
Источником питания электропоездов данного типа являются установленные на них аккумуляторные батареи, подзаряд которых осуществляется либо на специальной зарядной станции, либо в процессе следования электропоезда под контактной сетью (для контактно-аккумуляторных электропоездов). Все электропоезда в списке — постоянного тока.
Серия | Композиция | Число мест | Электрическое торможение | Годы выпуска | Завод | Кол-во |
---|---|---|---|---|---|---|
Системы И. И. Махонина | 3Мг+3Т | 222 | — | 1920 | Сформирован из трёх переделанных автомотрис, производства МВЗ | 3 (1) |
и |
2×(Пг+Мп+Пг) | 321 | Рекуперативное | 1959, 1965—1967 | РВЗ, РЭЗ, ОЭВРЗ (смонтированы из СР3) | 18 (9) |
ЭР2А6 | (Пг+Мп)+(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 614 | Рекуперативное, реостатное | 1972 | ОЭВРЗ (смонтирован из ЭР2Б−596) | 3 (1) |
Серия | Иллюстрация | Композиция | Число мест | Электрическое торможение | Годы выпуска | Заводы | Кол-во |
---|---|---|---|---|---|---|---|
ЭР7 (ЭР7К) | 2×(Пг+Мп)+3×(Пп+Мп) | 1050 | — | 1960—1962 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ, Московский трансформаторный завод, ВЭИ | 41 (4) | |
ЭР9 | ![]() |
2×(Пг+Мп)+2…3×(Пп+Мп) | 1035—1050 | — | 1961—1964 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 226 (45) |
ЭР9П (№ 34, 48—344) | ![]() |
(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1035—1050 | — | 1963—1974 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 1429 (298) |
ЭР11 | ![]() |
4×(Мг+Пп) | 992 | Реостатное | 1965 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 4 (1) |
ЭР25 | (Мг+2Пп+Мг) | Реостатное | 1969—1979 | РВЗ, РЭЗ | 158 (79) | ||
ЭР9А | ![]() |
(Пг+Мп)+2×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1035—1050 | — | 1970 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 5 (1) |
ЭР9П (№ 345—377) | ![]() |
(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1035—1050 | — | 1974—1975 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 201 (33) |
ЭР9М | ![]() |
(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1035—1050 | — | 1976—1983 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 546 (110) |
ЭР31 | ![]() |
(Мг+Пп+Пп+Мг) | Реостатное | 1980—1989 | РВЗ, РЭЗ | 102 (51) | |
ЭР9Е | ![]() |
(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1035—1050 | — | 1981—1987 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 407 (79) |
ЭР29 | ![]() |
2×(Пг+Мп)+(Пп+Мп) | 621 | Рекуперативное | 1985 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 3 (1) |
ЭР9Т | ![]() |
(Пг+Мп)+0…4×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1035—1050 | Реостатное | 1987—1996 | РВЗ, РЭЗ, КВЗ | 371 (82) |
ЭР33 | (Мг+Пп+Пп+Мг) | Реостатное | 1990—1992 | РВЗ, РЭЗ | 12 (6) | ||
ЭР35 | ![]() |
(Мг+Пп+Пп+Мг) | Реостатное | 1995, 1996 | РВЗ, РЭЗ | 4 (2) | |
ЭД9Т | ![]() |
(Пг+Мп)+2…3×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1068 | Реостатное | 1995—2000 | ДМЗ | 132 (27) |
ЭД1 | Мг(Л)+10×Пп+Мг(Л) | 1148 | Реостатное | 1999—2001 | ДМЗ, НЭВЗ | 8 (4) | |
ЭН3 | ![]() |
(Пг+Мп)+(Мп+Пп)+(Мп+Пг) | 988 | Рекуперативное | 1999 | НЭВЗ | 2 (1) |
ЭД9М | ![]() |
(Пг+Мп)+0…3×(Пп+Мп)+ 0…1×Пп+(Мп+Пг) | 1068 | Реостатное | 2000—2012 | ДМЗ | 855 (188); :доп.: 53 Пг, 7 Мп и 1 Пп[к 7] |
ЭД9МК | ![]() |
(Пг+Мп)+0…3×(Пп+Мп)+ 0…1×Пп+(Мп+Пг) | 1088 | Реостатное | 2000—2006 | ДМЗ | 110 (25); :доп.: 2 Пг[к 7] |
ЭМ9 (с круглой кабиной ЭР9) |
![]() |
(Пг+Мп)+2…3×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1035—1050 | — | 2001—2003 | ДЭВРЗ (ЭР9П прошедшие КВР и КРП) | 17 (4) |
ЭМ9 | ![]() |
(Пг+Мп)+2…3×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | 1035—1050 | — | 2001—2003 | ДЭВРЗ (ЭР9П прошедшие КВР и КРП) | 8 (2) |
ЭПЛ9Т | ![]() ![]() |
(Пг+Мп)+(Пп+Мп)+(Мп+Пп)+(Мп+Пг) | 992 | Реостатное | 2001, 2003—2005, 2008 | Луганский тепловозостроительный завод | (15) |
Sm3 «Pendolino»[к 11] | ![]() |
2Мг+2Мп+3Пп | 262 | Реостатное | 2006 | Fiat Ferroviaria (Alstom) | 4 (1) |
ЭД9Э (кроме № 0028—0032) | ![]() ![]() |
(Пг+Мп)+0…2×(Пп+Мп)+ 0…1×Пп+(Мп+Пг) | 1088 | Рекуперативно-реостатное | 2006, 2012—2016 | ДМЗ | 154 (57) |
EJ575 | Мг+Пп+Пг | … | 2008 — 2010, 2012, 2013, 2016-н.в | Škoda Holding | 13 | ||
ЭПг | ![]() |
(Мг=Пп=Пп=Мг) | 260 | Рекуперативное | 2011 — 2012 | Stadler Minsk | 12 (6) |
ЭПр | ![]() |
(Мг=Пп=Пп=Мг) (Мг=Пп=Пп=Пп=Мг) |
216 или 302 | Рекуперативное | 2011 — 2014 | Stadler Minsk | 20 (10) |
Afrosiyob | ![]() |
Мг+(7…9)Пп+Мг | … | Рекуперативное | 2011, 2017 | Patentes Talgo S.L. | 8 (4) |
ЭД9Э (№ 0028—0032) | ![]() |
(Пг+Мп)+2×(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | … | Рекуперативно-реостатное | 2014 | ДМЗ | 20 (5) |
ЭПм | ![]() |
(Мг=ПпСТ=Пп)—(Мп=ПпС=ПпСТ=Мг) | 382 | Рекуперативное | 2015 | Stadler Minsk | 6 (2) |
ЭП3Д | ![]() |
(Пг+Мп)+(Пп+Мп)+(Мп+Пг) | … | Рекуперативно-реостатное | с 2016 | ДМЗ | 46 (20) |
Как следует из названия, электропоезда данного типа эксплуатируются на участках, где стыкуются две системы тока: постоянный 3000 В и переменный 25 000 В 50 Гц.
Серия | Иллюстрация | Композиция | Число мест | Электрическое торможение | Годы выпуска | Заводы | Кол-во |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Сокол-250 (ЭС250) | ![]() |
2Пг+2Мп+2Пп | 72/76 | Рекуперативное | 1998 | ВНИИТрансМаш, «Алмаз» и другие | 2 (1) |
ЭД4ДК | ![]() |
2Мг(Л)+10Пп | … | — | 2002 | НЭВЗ, ДМЗ | 2 (1) |
ЭВС2 «Сапсан» | (Мг+Пп+ПпТ)+(Мп+Пп)+(Пп+Мп)+(ПпТ+Пп+Мг) | 604 | Рекуперативное | 2008—2009 | Siemens AG, Siemens Mobility | 16 (4) | |
Sm6 «Allegro» | 2Мг+2Мп+3Пп | 354 | Рекуперативное | 2009—2010 | Alstom (разработка Fiat Ferroviaria) | 16 (4) | |
HRCS2 | ![]() |
Мг+ПпТэ+Мп+Мп+ПпТэ+Мп+Мп+ПпТэ+Мг | 579 | Рекуперативное | 2011—2012 | Hyundai Rotem | 60 (10) |
ЭКр1 | ![]() |
Мг+7Пп+Мг | 612 | Рекуперативное | 2011—2012 | Крюковский вагоностроительный завод | 4 (2) |
EJ 675 | ![]() |
Мг+4Пп+Мг | 636 | Рекуперативное | 2012 | Škoda Transportation | 4 (2) |
ЭС1 «Ласточка» | ![]() |
Мг+3Пп+Мг | 449 либо 340 |
Рекуперативное | 2012—2014 | Siemens AG, Siemens Mobility | 108 (54) |
ЭС1П «Ласточка» | ![]() |
Рекуперативное | 2018 | Уральские локомотивы | 1 |
Электропоезда метрополитенов СССР, России и других стран бывшего СССР имеют такую же ширину колеи, как и обычные железные дороги (1524/1520 мм), но при этом получают питание от расположенного сбоку от путей контактного рельса напряжением 750 В постоянного тока. В отличие от наземных электропоездов, нумерация электропоездов для метрополитенов СССР и России осуществляется повагонно и без обозначения серии, при этом вагоны большинства моделей имеют сквозную нумерацию, за исключением некоторых моделей, таких как 81-720/721 «Яуза» или 81-740/741 «Русич», номера которых обозначаются в пределах серии и совпадают с номерами выпущенных ранее вагонов других моделей (81-717/714, Еж6, Л и т. п.), а также экспортных.
Серия | Иллюстрация | Виды вагонов | Композиция | Число мест в вагоне | Электрическое торможение | Годы выпуска | Заводы | Кол-во вагонов |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
А, Ам | Мг / Пг | 2…3×(Мг+Пг) | 52 | Реостатное (при модернизации в Ам) |
1934—1937 | МВЗ | 55 Мг и 56 Пг (55 секций) | |
Б, Бм | ![]() |
Мг / Пг | 2…3×(Мг+Пг) | 52 | Реостатное (при модернизации в Бм) |
1937—1939 | МВЗ | 81 Мг и 81 Пг (81 секция) |
Г (81-701) |
![]() |
Мг | 4…6×Мг | н.д. | Реостатное | 1939—1940, 1947—1955 |
МВЗ | 425 |
В-1 / В-4 4-дверный (бывш. C-1) |
![]() |
C-1: Мг и Пп В-1: Пг и Пп В-4: Мг |
2×В2+В1(В4)+3×В2 2×В2+В1(В4)+3×В2 |
47 | Электродинамическое | 1926—1927[к 12] | Оренштейн-Коппель ЗРЭПС (модернизация) |
4 |
В-1 / В-4 3-дверный (бывш. C-1) |
![]() |
C-1: Мг и Пп В-1: Пг и Пп В-4: Мг |
2×В2+В1(В4)+3×В2 2×В2+В1(В4)+3×В2 |
47 | Электродинамическое | 1926—1927[к 12] | Оренштейн-Коппель ЗРЭПС (модернизация) |
20 (постр. 23 C-1) |
В-2 (бывш. C-2) |
Мг | 2×В2+В1(В4)+3×В2 | 47 | Электродинамическое | 1929[к 12] | Вегманн и Ко ЗРЭПС (модернизация) |
69 (постр. 114 C-2) | |
В-3 (бывш. C-3) |
![]() |
Мг | 2×В3+2×В1(В4)+2×В3 | 47 | Электродинамическое | 1930[к 12] | Вегманн и Ко ЗРЭПС (модернизация) |
27 (постр. 30 C-3) |
М5, УМ5 (81-700) |
![]() |
Мг | 6×Мг | н.д. | Реостатное | 1949 | МВЗ | 6 |
Д (81-702) |
![]() |
Мг | до 8×Мг | 44 | Реостатное | 1955—1963 | МВЗ | 662 |
Е (81-703) |
![]() |
Мг | до 8×Мг (совместим с Еж) |
40 | Реостатное | 1959—1969 | МВЗ | 824 |
Еи переоборудованы из Е |
![]() |
Мг | до 8×Мг | 40 | Реостатное | 1964, 1966—1967[к 13] | МВЗ | 7 |
Ем / Ема / Емх (81-704/705/706) |
Мг 81-704 — Ем 81-705 — Ема 81-706 — Емх |
Ема+1…6×Ем+Емх (до 8×Мг) |
42 | Реостатное | 1968—1970 | МВЗ, ЛВЗ | Ем: 130 Ема: 20 Емх: 21 | |
Ем-501 / Ема-502 / Емх-503 (81-501/502/503) |
Мг | Ема-502+1…6×Ем-501+Емх-503 (до 8×Мг) |
42 | Реостатное | 1969—1980 | ЛВЗ | Ем-501: 318 Ема-502: 236 Емх-503: 22 | |
Ев[к 14] (81-707/708) |
![]() |
Мг | до 8×Мг | 42 | Реостатное | 1969—1972 | МВЗ | 100 |
Еж / Еж1 (81-707/708) |
![]() |
Мг | до 8×Мг (совместим с Е) |
42 | Реостатное | 1970—1973 | МВЗ | 460 |
Ем-508 (81-508) | ![]() |
Мг | до 8×Мг | 42 | Реостатное | 1970—1973 | ЛВЗ | 171 |
Ем-509 (81-509) | ![]() |
Мг | до 8×Мг | 42 | Реостатное | 1970—1973 | ЛВЗ | 62 |
Ечс[к 14] (81-709) |
Мг | до 8×Мг |
42 | Реостатное | 1972—1976 | МВЗ | 85 | |
Еи переоборудованы из Еж |
![]() |
Мг | до 8×Мг | 42 | Реостатное | 1973[к 13] | МВЗ | 2 |
Еж3 (81-710) |
![]() |
Мг | до 8×Мг (совместим с Ем508Т) |
42 | Реостатное | 1973—1977 | МВЗ | 465 |
Еж6 (81-712) |
![]() |
Мг | Еж6+1…2×Л+Еж6 до 8×Мг (совместим с Еж3 и Ем508Т) |
42 | Реостатное | 1973, 1986 | МВЗ | 10 |
И 1 тип (81-715.1/716.1) |
Мг / Мп | Мг+Мп+Мг | 40/44 | Рекуперативное | 1974 | МВЗ | 2 Мг и 1 Мп (1 поезд) | |
Ем-508Т (81-508Т) |
![]() |
Мг (Мп после модернизации) |
до 8×Мг | 42 | Реостатное | 1974—1979 | ЛВЗ | 475 |
Ев3[к 14] (81-713) |
![]() |
Мг | до 8×Мг | 42 | Реостатное | 1975—1979 | МВЗ | 95 |
81-717/714 | ![]() |
Мг / Мп | Мг+1…6×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 1976—1988 | МВЗ, ЛВЗ | 922 Мг и 1737 Мп |
81-717.1/714.1[к 14] | Мг / Мп | Мг+1…6×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 1977—1990 | МВЗ | 204 Мг и 300 Мп | |
81-717.2/714.2[к 14] | Мг / Мп | Мг+1…6×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 1980—1991 | МВЗ | 63 Мг и 123 Мп | |
И 2 тип (81-715.2/716.2) |
![]() |
Мг / Мп | Мг+0..4×Мп+Мг | 40/44 | Рекуперативное | 1980—1981 | МВЗ | 3 Мг и 4 Мп |
Им 3 тип (81-715.3/716.3) |
Просмотр фото | Мг / Мп | Мг+2×Мп+Мг | 40/44 | Рекуперативное | 1985 | МВЗ | 4 Мг и 4 Мп (2 поезда) |
81-717.5/714.5 | Мг / Мп | Мг+1…6×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 1987—2006 | Метровагонмаш (МВЗ), Вагонмаш (ЛВЗ) | 497 Мг и 973 Мп | |
ЭС-720/ЭС-719 | ![]() |
Мг / Мп | Мг+Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 1989 | ЛВЗ | 2 Мг и 1 Мп (1 поезд) |
81-717.3/714.3[к 14] | ![]() |
Мг / Мп | Мг+2..4×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 1989, 2006 | Метровагонмаш (МВЗ) | 4 Мг и 36 Мп |
81-717.4/714.4[к 14] | ![]() |
Мг / Мп | Мг+2×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 1990 | МВЗ | 24 Мг и 24 Мп (12 поездов) |
81-720.1/721.1 (опытный) |
![]() |
Мг / Мп | Мг+2×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 1990 | ЛВЗ | 2 Мг двух типов и 2 Мп (1 поезд) |
81-720/721 «Яуза» | ![]() |
Мг / Мп | Мг+1…6×Мп+Мг | 36/36 | Рекуперативно-реостатное | 1991—2001 | Метровагонмаш | 16 Мг и 37 Мп (8 поездов) |
81-718/719 | ![]() |
Мг / Мп | Мг+3×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 1991, 1993, 1995 | Метровагонмаш | 8 Мг и 12 Мп (4 поезда) |
81-550/551/552 | ![]() |
Мг / Мп / Пп | Мг+Мп+Пп+Мп+Пп+Мг | 40/44/44 | Реостатное | 1992 | Вагонмаш | 2 Мг, 2Мп и 2 Пп (1 поезд) |
81-561 «Ритор» (переоборудован из Ем № 3748) |
![]() |
Мп | Мп | 44 | Реостатное | 1993[к 13] | ЛВЗ | 1 |
81-717.5М/714.5М (.5Б, .5К, .5Н) |
![]() |
Мг / Мп | Мг+1…6×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | с 1993 | Метровагонмаш, Вагонмаш, ОЭВРЗ | М: 444 Мг и 1210 Мп Б: 66 Мг и 100 Мп К: 18 Мг и 24 Мп Н: 2 Мг и 2 Мп |
81-570/571[к 14] | ![]() |
Мг / Мп | Мг+2..6×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 1993, 1995 | Вагонмаш | 4 Мг и 10 Мп |
81-572/573[к 14] | ![]() |
Мг / Мп | Мг+2..4×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 1994, 1995 | Вагонмаш | 26 Мг и 12 Мп |
81-540/541 (.Б) |
Мг / Мп | Мг+1…6×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 1997—2001 | Вагонмаш | 15 Мг и 25 Мп .Б: 11 Мг | |
81-540.1/541.1 переоборудован из 81-550/551/552 |
![]() |
Мг / Мп | Мг+4×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 1997[к 13] | Вагонмаш | 2 Мг, и 4 Мп (1 поезд) |
81-572.1/573.1[к 14] | ![]() |
Мг / Мп | Мг+2..4×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 1997 | Вагонмаш | 2 Мг и 16 Мп |
81-717.2М/714.2М[к 14] | Мг / Мп | Мг+1…6×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 1998 | Метровагонмаш | 4 Мг и 6 Мп | |
Hyundai Rotem | ![]() |
Мг / Мп | Мг+2×Мп+Мг | ? | Рекуперативно-реостатное | 1999, 2003, 2004, 2010, 2011 | Hyundai Rotem | 110 |
81-718.0/719.0 | ![]() |
Мг / Мп | Мг+2…3×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 1998, 2001 | Метровагонмаш | 12 Мг и 13 Мп (6 поездов) |
81-720А/721А «Яуза» | ![]() |
Мг / Мп | Мг+Мп+Мг | 36/36 | Рекуперативно-реостатное | 2000 | Метровагонмаш | 2 Мг и 1 Мп (1 поезд) |
Ем-501М / Ема-502М (81-501М/502М) модернизированы из Ем, Ема и Емх |
![]() |
Мг | до 8×Мг (совместимы с 81-501/502/503) |
42 | Реостатное | 2001—2003[к 13] | ЛВЗ | Ем-501М: 20 Ема-502М: 10 |
81-553.1/554.1/555.1 «Славутич» | ![]() |
Мг / Мп / Пп | Мг+Мп+Пп+Мп+Мг | 40/44/38 | Реостатное | 2001 | Вагонмаш, Шкода | 2 Мг, 2 Мп и 1 Пп (1 поезд) |
81-540.7/541.7 | Мг / Мп | Мг+4×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 2002 | Вагонмаш | 4 Мг и 8 Мп (2 поезда) | |
81-740/741 «Русич» | ![]() |
Мг / Мп | Мг+Мп+Мг | 54/60 | Рекуперативно-реостатное | 2002—2004 | Метровагонмаш | 27 Мг и 13 Мп (13 поездов) |
81-718.2/719.2 | ![]() |
Мг / Мп | Мг+3×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 2003—2004 | Метровагонмаш | 6 Мг и 9 Мп (3 поезда) |
81-540.8/541.8 | ![]() |
Мг / Мп | Мг+4×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 2004—2005 | Вагонмаш | 14 Мг и 28 Мп (7 поездов) |
81-720.1/721.1 «Яуза» | ![]() |
Мг / Мп | Мг+6×Мп+Мг | 36/36 | Рекуперативно-реостатное | 2004—2005 | Метровагонмаш | 8 Мг и 20 Мп (7 поездов) |
81-740А/741А «Русич» | ![]() |
Мг / Мп | Мг+Мп+Мг | 54/60 | Рекуперативно-реостатное | 2004 | Метровагонмаш | 2 Мг и 1 Мп (1 поезд) |
81-540.5/541.5 | ![]() |
Мг / Мп | Мг+5…6×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 2005 | Вагонмаш | 6 Мг и 16 Мп (3 поезда) |
81-540.9/541.9 | ![]() |
Мг / Мп | Мг+4…5×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 2005 | Вагонмаш | 6 Мг и 14 Мп (3 поезда) |
81-553.3/554.3/555.3 «Казань» | ![]() |
Мг / Мп / Пп | Мг+Мп+Пп+Мг | 42/48/48 | Рекуперативное | 2005 | Вагонмаш | 10 Мг, 5 Мп и 5 Пп (5 поездов) |
81-740.1/741.1 «Русич» | ![]() |
Мг / Мп | Мг+1…3×Мп+Мг | 54/60 | Рекуперативно-реостатное | 2005—2009 | Метровагонмаш | 160 Мг и 220 Мп (80 поездов) |
81-740.2/741.2 «Русич»[к 14] | ![]() |
Мг / Мп | Мг+Мп+Мг | 54/60 | Рекуперативно-реостатное | 2005—2009 | Метровагонмаш | 18 Мг и 8 Мп (9 поездов) |
81-7021/7022 (1 тип) |
![]() |
Мг / Мп | Мг+3×Мп+Мг | 36/36 | Реостатное | 2005 | КВСЗ | 2 Мг и 3 Мп (1 поезд) |
81-540.2/541.2 (.2К, .2Н) |
Мг / Мп | Мг+1…6×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 2006—2013 | Вагонмаш, ОЭВРЗ | .2: 37 Мг и 31 Мп 2К: 30 Мг и 3 Мп 2Н: 2 Мг и 6 Мп | |
81-740.1/741.1 «Акварель» | ![]() |
Мг / Мп | Мг+3×Мп+Мг | 36/42 | Рекуперативно-реостатное | 2007 | Метровагонмаш | 2 Мг и 3 Мп (1 поезд) |
81-717.6К/714.6К (переоборудован из .5М) |
![]() |
Мг / Мп | Мг+6×Мп+Мг | 42/48 | Реостатное | 2007[к 13] | Метровагонмаш, | 2 Мг и 6 Мп (1 поезд) |
81-572.2/573.2[к 14] | ![]() |
Мг / Мп | Мг+4×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 2007, 2009 | Вагонмаш | 14 Мг и 28 Мп (7 поездов) |
81-740.4/741.4 «Русич» (81-740.4К/741.4К) |
![]() |
Мг / Мп | Мг+1…3×Мп+Мг | 46/42 | Рекуперативно-реостатное | 2008—2013 | Метровагонмаш | .4: 143 Мг и 183 Мп .4К: 6 Мг и 3 Мп (3 поезда) |
81-717.6/714.6 | ![]() |
Мг / Мп | Мг+2…6×Мп+Мг | 42/48 | Реостатное | 2009, 2011—2014 | Метровагонмаш, | 44 Мг и 94 Мп (22 поезда) |
81-740.2Б/741.2Б «Русич»[к 14] | ![]() |
Мг / Мп | Мг+Мп+Мг | 46/42 | Рекуперативно-реостатное | 2010—2013 | Метровагонмаш | 62 Мг и 31 Мп (31 поезд) |
81-717.5А/714.5А | ![]() |
Мг / Мп | Мг+5×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 2010 | Метровагонмаш, | 2 Мг и 5 Мп (1 поезд) |
81-7021/7022 (2 тип) |
![]() |
Мг / Мп | Мг+3×Мп+Мг | 36/36 | Реостатное | 2010 | КВСЗ | 10 Мг и 15 Мп (5 поездов) |
81-7036/7037 | ![]() |
Мг / Мп | Мг+3×Мп+Мг | 36/36 | Реостатное | 2010 | КВСЗ | 2 Мг и 3 Мп (1 поезд) |
81-760/761 «Ока» | Мг / Мп | Мг+1…6×Мп+Мг | 39/44 | Рекуперативно-реостатное | 2010—2016 | Метровагонмаш, Тверской вагоностроительный завод | 324 Мг и 972 Мп (162 поезда) | |
81-780/781 «Ладога» | Мг / Мп | Мг+1…6×Мп+Мг | 39/44 | Рекуперативно-реостатное | 2011 | Метровагонмаш, ОЭВРЗ | 2 Мг и 4 Мп (1 поезд) | |
81-556/557/558 «НеВа» | ![]() |
Мг / Мп / Пп | Мг+Мп+Пп+Пп+Мп+Мг | 42/48/48 | Рекуперативно-реостатное | 2011 — 2014 | Вагонмаш, Skoda Transportation, Кировский завод | 18 Мг, 18 Мп и 18 Пп (9 поездов) |
81-717.5П/714.5П | Мг / Мп | Мг+1…6×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 2011 — 2014 | Метровагонмаш, ОЭВРЗ | 56 Мг и 150 Мп | |
81-540.3К/541.3К | ![]() |
Мг / Мп | Мг+3×Мп+Мг | 40/44 | Реостатное | 2013 | Вагонмаш | 4 Мг и 6 Мп (2 поезда) |
Е-КМ-Гб/Пм/Пм-01 (81-7080/7081/7081-01)[к 15] |
![]() |
Пг / Мп / Мп | Гб+Пм+Пм-01+Пм+Гб (Пг+3×Мп+Пг) |
36/36 | Рекуперативное | 2013—2015, 2017[к 13] | КВСЗ | 54 Пг и 81 Мп, в том числе 27 Пм-01 (27 поездов) |
81-760А/761А/763А «Ока» | ![]() |
Мг / Мп / Пп | Мг+2×Мп+2×Пп+2×Мп+Мг | 39/44/44 | Рекуперативно-реостатное | 2014—2016 | Метровагонмаш | 6 Мг, 12 Мп и 6 Пп (3 поезда) |
81-760Б/761Б/763Б «Ока» | ![]() |
Мг / Мп / Пп | Мг+Мп+Пп+Мп+Мг | 39/44/44 | Рекуперативно-реостатное | 2015 | Метровагонмаш | 6 Мг, 6 Мп и 3 Пп (3 поезда) |
81-722/723/724 «Юбилейный» | ![]() |
Мг / Мп / Пп | Мг+Мп+2×Пп+Мп+Мг | 36/44/44 | Рекуперативно-реостатное | 2015—2016 | Метровагонмаш | 22 Мг, 22 Мп и 22 Пп (11 поездов) |
81-714.6Д | ![]() |
ПпД (дефектоскоп) |
Мг+...+ПпД+...+Мг | ? | — | 2016 | ОЭВРЗ | 1 Пп |
81-717.5Л | ![]() |
МгЛ (лаборатория) |
МгЛ+... | ? | Реостатное | 2017 | ОЭВРЗ | 1 Мг (лаборатория) |
81-556.1/557.1/558.1 «НеВа» | ![]() |
Мг / Мп / Пп | Мг+Мп+Пп+Пп+Мп+Мг | 42/48/48 | Рекуперативно-реостатное | 2016 — 2017 | Skoda Transportation, Кировский завод | 16 Мг, 16 Мп и 16 Пп (8 поездов) |
81-722.1/723.1/724.1 «Юбилейный» | ![]() |
Мг / Мп / Пп | Мг+2×Мп+2×Пп+2×Мп+Мг | 39/44/44 | Рекуперативно-реостатное | c 2016 | Метровагонмаш ОЭВРЗ |
28 Мг, 56 Мп и 28 Пп (14 поездов) |
81-717.2К/714.2К[к 14] переоборудованы из 81-717.2/714.2 и Ев3 |
![]() |
Мг / Мп | Мг+4×Мп+Мг | 40/44 | Рекуперативно-реостатное | 2016 — 2018 | Метровагонмаш | 74 Мг и 148 Мп (37 поездов) |
81-765/766/767 «Москва» | ![]() |
Мг / Мп / Пп | Мг+Мп+Пп+2×Мп+Пп+Мп+Мг | 33/36/36 | Рекуперативно-реостатное | c 2016 | Метровагонмаш | 122 Мг, 244 Мп и 122 Пп (61 поезд) |
81-722.3/723.3/724.3 «Юбилейный» | ![]() |
Мг / Мп / Пп | Мг+Мп+2×Пп+Мп+Мг | 39/44/44 | Рекуперативно-реостатное | 2017 — 2018 | Метровагонмаш ОЭВРЗ |
54 Мг, 54 Мп и 54 Пп (27 поездов) |
81-710.1 (модернизация из Еж3) |
Мг / Мп | Мг+3×Мп+Мг | 42/42 | Реостатное | 2017 | Харьковский метрополитен | 2 Мг и 3 Мп (1 поезд) | |
81-765.Б/766.Б «Москва» | ![]() |
Мг / Мп | Мг+3×Мп+Мг | 33/36 | Рекуперативно-реостатное | 2018 | Метровагонмаш | 4 Мг и 6 Мп (2 поезда) |
81-765.2/766.2/767.2 «Москва» | ![]() |
Мг / Мп / Пп | Мг+Мп+Мп+Пп+Мп+Мг | 28/36/36 | Рекуперативно-реостатное | c 2018 | Метровагонмаш | 44 Мг, 65 Мп и 22 Пп (22 поезда) |
81-765.3/766.3/767.3 «Москва» | ![]() |
Мг / Мп / Пп | Мг+Мп+Пп+2×Мп+Пп+Мп+Мг | 33/36/36 | Рекуперативно-реостатное | c 2018 | Метровагонмаш | 4 Мг, 8 Мп и 4 Пп (2 поезда) |
81-556.3/557.3/558.3 «НеВа» | ![]() |
Мг / Мп / Пп | Мг+Мп+Пп+Пп+Мп+Мг | Рекуперативно-реостатное | с 2018 | Skoda Transportation, Кировский завод | 2 Мг, 2 Мп и 2 Пп (1 поезд) |
Контактно-аккумуляторные электровозы метрополитенов используются наряду с мотовозами для маневровой работы на территории электродепо без контактного рельса, вождения служебных поездов в ночное время при отсутствии напряжения на контактном рельсе либо на неэлектрифицированных линиях специального назначения, а также транспортировки в депо неисправных вагонов при отключенным напряжении. Конструктивно такие вагоны основаны на обычных пассажирских вагонах и могут иметь неиспользуемые автоматические салонные двери, но при этом в отличие от других вагонов имеют две кабины машиниста (по одной с каждой стороны), а в пассажирском салоне вместо сидений устанавливаются аккумуляторные батереи.
Серия | Иллюстрация | Электрическое торможение | Годы выпуска | Заводы | Кол-во вагонов | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
В-4 (ЭД) | ![]() |
Электродинамическое | 1960, 1961, 1964[к 13] | ТЧ-2 «Сокол» (Москва), ТЧ-1 «Автово» (Ленинград) | 5 | Переоборудованы из вагонов В-4 в электродепо. Ленинградские вагоны получили обозначение ЭД и номера 01 и 02. Один из них впоследствии переоборудован в вагон-музей. |
Ам | ![]() |
Реостатное | н.д. | электродепо Московского метрополитена | 1 | Переоборудован из вагона Ам № 48. |
Д (Эк/а) | ![]() ![]() |
Реостатное | 1970-е[к 13] и позже | ТЧ-2 «Дачное» (Ленинград) и другие депо | 10 | Переоборудован из вагонов Д: 7 для Ленинграда (№ 2374, 2467, 2466, 2465, 2462, 812, 841), по одному для Киева (№ 828) Куйбышева (Самары, № 858) и Минска (№ 2229). Ленинградские вагоны переименованы в Эк/а с присвоением номеров 03-09, а впоследствии в ЭД. |
Л (81-711) |
![]() |
Реостатное | 1974, 1986 | МВЗ | 6 | Эксплуатировался совместно с вагонами Еж6 по схеме Еж6+1…2×Л+Еж6 на линии Д-6[3]. Один из вагонов переоборудован в дизель-электровоз типа ЛМ путём установки крыши и замены аккумуляторов на дизель-генератор, благодаря чему увеличилась скорость движения а автономном режиме. |
Eи (Е) | ![]() |
Реостатное | 1981[к 13] | ТЧ-4 «Красная Пресня» (Москва) | 2 | Переоборудованы из вагонов типа Еи № 3694 и 3500, в свою очередь переоборудованных из Е |
Eи (Еж) | ![]() |
Реостатное | 1981[к 13] | ТЧ-4 «Красная Пресня» (Москва) | 1 | Переоборудован из вагона типа Еи № 4758, в свою очередь переоборудованного из Еж. |
81-580 ВЭКА |
![]() |
Реостатное | 1992 | Вагонмаш | 2 | Электровоз на базе вагона 81-717 с использованием кабины машиниста со сквозным проходом, конструктивно аналогичной кабине вагонов типа Е. Имеет автосцепки двух типов (Шарфенберга и СА-3) для работы с поездами как метрополитена, так и железной дороги. |
81-580.1[к 14] | ![]() |
Реостатное | 1995 | Вагонмаш | 2 | Электровоз на базе вагона 81-717, имеющий схожую конструкцию кабины без сквозного прохода. Предназначались для Тегеранского метрополитена. |
Еж3 | ![]() |
Реостатное | 1997[к 13] | ТЧ-2 «Оболонь» (Киев) | 1 | Переоборудован из вагона Еж3 № 5823 |
81-581 | ![]() |
Реостатное | 2001, 2007, 2009 | Вагонмаш | 4 | Модернизированный вариант электровоза 81-580, оснащённый асинхронным тяговым приводом. Имеет автосцепки двух типов (Шарфенберга и СА-3). |
81-581.3 переоборудован из 81-561 |
![]() |
Реостатное | 2005[к 13] | Вагонмаш | 1 | Переоборудован из промежуточного вагона 81-561 «Ритор», в свою очередь переоборудованного из вагона типа Ем. |
81-581.4 | Реостатное | 2015, 2016 | Метровагонмаш ОЭВРЗ |
4 | Обновлённая версия 81-581. | |
81-581.5 | ![]() |
Реостатное | 2016, 2017 | Метровагонмаш | 4 | Обновлённая версия 81-581. |
Серия | Иллюстрация | Ширина колеи, мм | Напряжение, В | Композиция | Число мест | Электрическое торможение | Годы выпуска | Заводы | Кол-во |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Детской ж. д. в ЦПКиО им. Горького (Москва) | ![]() |
н.д., предположительно 750 | н.д. | (Пг+Мп+Пг) | н.д. | — | 1932 | разработка ДЖД | 1 |
ЭП «Турист» | 900 | 300 (контактный рельс, аккумуляторы) |
(Мг+4×Пп+Пг) | 90 | Реостатное | 1974 | РВЗ, модернизированы СВАРЗ | 2 | |
Эп-563 | ![]() |
900 | 300 (контактный рельс, аккумуляторы) |
(Мг+4×Пп+Пг) | 102 | Реостатное | 2014 | РВЗ | 1 |
![]() |
Российские электропоезда на Викискладе |
---|
Этот список входит в число избранных списков и порталов русскоязычного раздела Википедии. |